Новости Татарстанской митрополии

Адрес сайта Татарстанской митрополии - www.tatmitropolia.ru 

 

Источник информации: Татарстанская митрополия
10 Декабря 2014

Мы строим жизнь своей свободной волей на земле. И этот мир подразумевает в нашем поведении какие-то особенности. Например, я свободной волей строю жизнь в этом помещении... На мне надета шуба? Ну, если надену шубу, вспотею и измучаюсь. Значит, тёплое помещение подразумевает какой-то образ поведения? Так. А если бы я сейчас шахтёром был в шахте? Другое поведение было бы. Аквалангистом на дно океана опускаться?.. И одежда бы у меня была другая, и поведение другое... Среда диктует мне какие-то условия. Я свободной своей волей подстраиваюсь под эту среду.

Этот мир – тоже среда определённая. Он устроен по законам Бога. Эти законы действуют точнее, чем любой механизм. И, поэтому, своей свободной волей одни вписываются в законы Бога, в законы этого мироздания и живут в гармонии с Богом, совестью, миром, близкими. А другие свободной волей живут так, что попирают эти законы. Что будет, если я на дно океана без акваланга пойду? Гибель. Вот гибель и находят таковые, кто против законов Божиих действует. И эти законы, Господь называет их заповедями, не тяжки. Он говорит: «... иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:30). О чём эти заповеди говорят?

Одному святому отцу – святителю Григорию Паламе, когда его взяли в плен, турки-мусульмане сказали:

– Вот ты – епископ христианский. Ты должен знать Священное Писание, а у вас его никто не знает. Да его и знать невозможно. Библия такой толщины, её никто бы не смог выучить. А мы – мусульмане, у нас Коран небольшой… У нас простой верующий знает… А у вас епископ не знает вашего Писания. Если Господь дал, так дал бы то, что легко запомнить… (У мусульман каждый день в обеденный намаз читается глава из Корана. И многие мусульмане, кто этого правила держится, знают Коран наизусть или очень близко к тексту).

Так они его стали склонять к исламу. Это были их доводы против христианства.

Он сказал: 

– Нет, не так… Я знаю всю Библию наизусть. 

Имамы говорят: 

– Это ложь. Ну, скажи наизусть Библию. Большая ведь она… 

– Да нет, мало мне время на это надо будет, я всё перескажу. 

– Ну, перескажи, стоя на одной ноге. 

Сколько на одной ноге может человек простоять? 

– Сделаю, это не трудно. 

Он встал перед ними на одну ногу и говорит: 

– Люби Бога и ближнего, – и опустил ногу. 

– Всё?

– Всё. 

– А остальное? 

– А остальное – это только комментарии. 

И это правда. Ведь Иисус как говорил? «... возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:37-40). Ведь так и написано! Так плохо ли вписаться в законы любви? Тяжело ли жить с любовью и в любви? Да это разве тяжесть? Это разве мука? Это же радость! Счастье! Поэтому, Господь и говорит: «... иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:30). Поэтому, кто живёт по заповедям Божиим, которые есть основа законов всего мира, мироздания, всей жизни, и вписывается в них – живёт в любви. У того не бывает проблем. И то, что внешне иногда выглядит, как проблема, он это не видит так, и прав бывает.

Пимен Многоболезненный, Киево-Печерский инок был такой домонгольского периода, пришёл в монастырь и просил, чтобы его в монахи постригли. Но он парализованный был. Ну, какой он монах? Что он будет делать, парализованный? Молиться ходить на службы, и то не сможет. А послушание какое нести?.. Но он просил… Его принесли к Феодосию. Феодосий посмотрел прозорливыми очами и говорит: 

– Этого берём.

Ему братья говорят: 

– Зачем?

– Этого Господь зовёт. 

И Пимена положили в келейку подземную. И в непрестанной молитве, созерцании духовном, в трезвении внутреннем стяжал он дар Святого Духа так, что стал исцелять болящих. А сам парализованный лежит. Ему – не раз, не два – говорили: 

– Отец, ты исцеляешь таких больных! Их возком к тебе волокут, а от тебя ногами своими уходят. Ты что Господа не попросишь, чтобы Он тебя поднял? 

Он говорит: 

– А мне это не нужно. А зачем мне это? Мне так хорошо. 

Видите, как люди в духе рассуждают? С Богом хорошо, а без Бога и с тремя ногами плохо будет. А с Богом и без ног счастливыми бывают святые-то. А некоторые братья говорили: 

– Это он других… Сам-то себя он не может… 

И он, чтобы их утешить и пример явить спасительный, говорит: 

– Перед смертью Господь поднимет меня.

Так и было. Он раз изумил весь монастырь. Утром проходил на своих ногах парализованных все кельи, стучался и просил прощения, кланяясь в ноги. А потом пришёл в церковь, причастился и умер. Это написано в Киево-Печерском Патерике.

Если человек вписался в законы Божии, он и парализованный будет счастливым. А других, которые к этому подвигу не способны, Господь исцелял через него. 

Если человек живёт в этом мире, который устроен Богом, вписываясь в гармонию его законов, то и жизнь его будет гармонична. Если начинает бороться с этими законами, собрания проводить, чтобы после марта июль наступил и прочие безумства творить, гармония нарушается. Получается дисгармония. А слово «гармония», иностранное, но уже ставшее русским, звучит так: рай. А «дисгармония» – ад. Так вот, когда человек живет по законам Божиим, он обретает Рай в вечности и на земле. Мы же сказали: нет никакого духовного и материального мира, есть единый мир. Рай начинается здесь и продолжается всегда. Христос сказал: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21). Не далеко за пределами земной жизни: здесь, уже внутри вас. И вот, что очень важно: и ад тоже начинается здесь на земле. «... на суд пришел Я в мир сей», – сказано в Евангелии (Ин. 9:39). И суд уже начался. И ад и рай уже здесь. Нет никакого делимого мира. Поэтому, как понятны слова Библии, в которых сказано: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнёт» (Гал. 6:7). «Так как они сеяли ветер, то и пожнут бурю» (Ос. 8:7). «Сейте себе в правду, и пожнёте милость» (Ос. 10:12). «Кто бросает камень вверх, бросает его на свою голову... Кто роет яму, сам упадёт в неё, и кто ставит сеть, сам будет уловлен ею. Кто делает зло, на того обратится оно» (Сир. 27:28-30). Господь «... от начала сотворил человека и оставил его в руке произволения его. Если хочешь, соблюдёшь заповеди... на что хочешь, прострёшь руку твою. Пред человеком жизнь и смерть, и чего он пожелает, то и дастся ему» (Сир. 15:14-17).

Поэтому, когда мы нарушаем законы этого мироздания, материального мира, духовного, личного, чужого, нарушаем законы Божии, начинает лихорадить, трясти, появляются проблемы, приходит начало ада. А если вписываемся в законы Божии, живём в соответствии с ними, райское блаженство начинается уже в этой жизни на земле.