Новости Татарстанской митрополии

Адрес сайта Татарстанской митрополии - www.tatmitropolia.ru 

 

Источник информации: Татарстанская митрополия
5 Января 2015

Совсем скоро мы будем праздновать Рождество Христово. О нём много говорят, но всё как-то больше о внешней стороне. Умиляются красотой богослужения, песнопениями и одеждами духовенства, рассказывают о народных приметах, православной кухне, украшении дома. А вот о рождении Бога в плоти, или Его воплощении, можно услышать гораздо реже.

А многих все равно беспокоит вопрос: «Зачем Богу нужно было становиться человеком? При Его-то могуществе!». В одном из рассказов Лескова есть эпизод, где ученики спрашивают учителя: «Почему Бог пришел в мир?» Учитель отвечает примерно так: «Для того, чтобы знать, как живет человек в плоти. Чтобы Ему мы не сказали потом, когда будет судить: «Тебе, Господи, хорошо говорить, Ты в теле не жил. А нам-то каково?»

При всей своей простоте этот ответ удивительно точен. Так учил блаженный Иероним (+420): «Спаситель для того претерпел все искушения, кроме греха, чтобы мог спострадать и споболеть немощам нашим, зная опытно, какие труды несут смертные во плоти. Во втором веке святитель Ириней Лионский сказал: «Бог соделался человеком, дабы человек стал богом». И в этом главный смысл Рождества Христова. Бог пришел в мир, чтобы изменить грешную человеческую природу, чтобы показать истинный путь к Богу. Чтобы человек понял, что путь к Богу – это любовь к Нему и к ближним... даже если ради неё придётся идти на смерть.

Самая важная цель – восстановление человека. Грехопадение произвело в человеке такую биологическую мутацию, что он стал смертным и тленным. Человек больше не может восходить к Богу, и потому Бог нисходит к человеку и вводит в Свою Божественную Личность всю немощь искаженной грехом человеческой природы.

Но как Божество и человечество могли соединиться в Лице Христа, не разделяясь и не сливаясь? Святитель Григорий Нисский приводит в пример зажженный светильник. Огонь неразрывно соединяется с горючим веществом, так что отделить их совершенно невозможно. Но при этом оба элемента остаются совершенно различными. Вещество – не огонь, и огонь – не вещество. В природе можно найти и другие аналогии. Конечно, их недостаточно, но они позволяют нашему разуму принять на веру таинственный факт воплощения Сына Божия.

Чудо воплощения Сына Божия превышает понимание нашего ограниченного ума. В одном Лице Иисуса Христа сочетались две разные и, в сущности, противоположные природы: Божеская и человеческая. Сын Божий рожден от Отца наподобие того, как слово рождается от мысли. Мысль и слово отличны друг от друга и, в то же время, неотделимы. Нет слова без мысли, и мысль непременно выражается в слове. Будучи совершенным Богом, Христос-Спаситель есть, вместе с тем, и совершенный Человек. Господь Иисус Христос, приняв нашу человеческую природу, был во всем подобен нам, кроме греха.

Христос стал человеком для того, чтобы нас соединить с Собою, приобщить нашу немощную, больную человеческую природу к Своему Божеству. Рождество Христово свидетельствует о том, что мы достигаем конечной цели своей жизни не только верой и стремлением к добру, но, главное, возрождающей силой воплотившегося Сына Божия, с Которым мы соединяемся.