Новости Татарстанской митрополии
Проповедь настоятеля Покровского храма города Нижнекамска протоиерея Виталия Кузьмина в Неделю Торжества Православия
Сегодняшний воскресный день посвящается празднику, который называется Торжество Православия. Этот праздник был установлен в память иконопочитания. Это было в IX веке, когда на Вселенском Соборе разъяснялось всем раз и навсегда, что мы почитаем не доски и не краски, а того, кто изображен на иконе. Это примерно как сейчас с фотографией: глядя на фотографию, мы вспоминаем человека, который изображен на ней, а не умиляемся бумаге. Когда мама целует фотографию сына, это не значит, что она так любит фотобумагу – целует она бумагу, но имеет в виду сына. Так же и мы: когда мы поклоняемся иконе, мы поклоняемся образу, вспоминая первообраз.
Почему этот праздник настолько значим? Каждый год именно в первое воскресенье Великого поста мы вспоминаем это событие. Ведь может показаться, что иконопочитание – это некая частность в мире православного богословия. Но святые отцы считали почитание икон одной из основ христианства. Они говорили, что Бог невыразим, неописуем и неизобразим. Но Слово стало плотью. Как сказано в Евангелие от Иоанна, Боговоплощение сделало возможным иконы. Конечно, ты можешь быть православным, не имея икон, ведь можно молиться и без них. Но ты не можешь быть православным, если ты отвергаешь иконы. Тот, кто отвергает иконы, отрицает самые основы христианского свидетельства о Боге, ставшего человеком.
Конечно, мы, как и предшествующие поколения христиан, должны защищать эти свидетельства. А как мы можем защищать? Самое главное наше с вами оружие защиты истины – это наша молитва. А правильной молитве всегда предшествует покаяние, которое является красной нитью всего великопостного поприща. Покаяние – это центр поста. И мы с вами на прошлой неделе каждый вечер встречались и читали Великий канон Андрея Критского. Великим он назван не только потому, что он большой по объему, но и по причине соответствующего идейного содержания. Каждый тропарь этого канона – это молитва, целью которой является пробудить в человеке покаяние.
Первой ступенькой покаяния по этому канону является познание своей греховности. «Аще никто же яко аз согреших Тебе», – взывает преподобный Андрей. Он говорит: «Никто, как я, не согрешил пред Тобою, Господи». Вторая ступенька покаяния – это наше желание и стремление изменить жизнь. Если ты желаешь изменить жизнь, то это желание должно проявляться в каком-то действии, то есть необходимо духовное делание. И преподобный Андрей снова обращается к своей душе. Он говорит: «Восстани!». Побори плотские страсти, телесные помыслы «присно побеждающие», то есть он говорит, что нужно проснуться, бороться и побеждать. Мы с вами снова услышим этот призыв – призыв к деланию, действию и борьбе. Часто мы с вами ищем в храме успокоение, душевный покой и комфорт, но преподобный Андрей говорит, что сейчас не время для успокоения и отдыха. Что у нас с вами нет выходных, нет времени для отдыха, когда можно расслабиться и забыться. Он говорит, что земное время – время активных действий и время борьбы. Время, когда можно изменить самих себя.
Он говорит, что в борьбе со своими страстями, в борьбе со своим грехом бесполезно надеяться на свои силы, бесполезно надеяться на человека, бесполезно надеяться на священника. Священник, как говорит преподобный, «мя предвидев, мимо иде». Тут он вспоминает известную притчу, в которой священник прошел мимо и не помог. Действительно, наша помощь, наша защита, наша надежда и наше спасение – только в Боге. Обращение ко Христу как своему Спасителю, и безраздельное доверие Ему является последней завершающей ступенью покаяния.
Пусть Господь благословит наши добрые начинания, и пусть плодом нашей с вами молитвы и поста будет наше изменение. Как говорил апостол Павел, чтобы произошло совлечение ветхого человека и обличение в нового человека, который обновляется в познании по образу Создавшего его.