Новости Татарстанской митрополии
Проповедь настоятеля Покровского храма города Нижнекамска протоиерея Виталия Кузьмина в Неделю 4-ю Великого поста
Мы с вами прошли больше половины поста, и некоторые уже чувствуют какую-то усталость. Но именно в этот момент Церковь напоминает нам о том, что этот путь возрастания в Боге и постнический путь должны проходить постепенно. У этого пути есть свои законы и своя логика. Иногда говоришь человеку: «Слушай, помоги решить интегральное уравнение». Он, как правило, на это отвечает: «Знаешь, я не разбираюсь в этом, спроси у кого-нибудь другого». Когда просишь у людей рецепт настоящего борща, то они рекомендуют поискать его в интернете. Но когда дело касается веры и духовных вопросов, то тут даже спрашивать не надо — каждый норовит свой совет дать: «Сделай так, сделай эдак». То есть что же это получается? Что идти к Богу проще, чем варить суп, что ли? Нет, конечно. Здесь свои рецепты, свои законы.
И вот как раз преподобный Иоанн Лествичник, чью память мы сегодня совершаем, предлагает нам духовную азбуку и духовную таблицу умножения, без знания которых очень трудно двигаться по пути духовного возрастания. Все это описывает он в своей книге, которую он назвал «Лествица», то есть лестница. Этот образ он, очевидно, взял из Ветхого Завета, когда, мы помним, патриарху Иакову было видение — он видел лестницу от земли до неба. Это образ тех ступеней, по которым мы восходим к духовному совершенству.
Надо сказать, что книга «Лествица» довольно сложная для понимания. Если начинать читать подобную литературу, то лучше читать поучения аввы Дорофея, он проще пишет. Книга «Лествица» — не молоко, а твердая пища. Она была написана в VII веке специально для монахов, и все же там много ценных духовных советов, которые пригодятся и нам с вами, живущим почти 14 веков спустя.
Эта книга состоит из 30 глав, которые представляют собой «ступени». Первое, с чего надо начинать, говорит преподобный Иоанн, это отречение от мира. Второе — это послушание, третье — это безмолвие и так далее. Прочитав начало первой главы, понимаешь, что дальше уже можно не читать. Почему? Потому что отречение от мира — это явно не для нас. Мы же не монахи с вами: мы не можем уйти в монастырь, уйти в затвор. Но на самом деле можем. Отречься от мира — это значит отвернуться от его греховных стихий. Апостол говорит: «Не любите мира». Какой мир он имеет в виду? Вселенную не любить, что ли? Или землю, созданную Господом, не любить? Нет. Он говорит, не любите того, что в мире — похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую. Вот от чего надо отрекаться и отворачиваться. Но многие люди находятся в стихиях этого мира, и ни о чем особо не задумываются. День прошел, и ладно. Они как лист, упавший в реку: плывут туда, куда несет течение. Но можно жить как корабль, у которого есть свой маршрут. . От нас не требуется уйти от мира — от нас требуется поменять отношение к нему. Здесь можно вспомнить известную притчу о каменотесах. На вопрос «Что ты делаешь?» каменотесы отвечали по-разному. Первый сказал: «Я дроблю эти проклятые камни». Второй ответил: «Я зарабатываю этим на жизнь». А третий сказал: «Я строю храм». Оказывается, можно никуда не ходить, и заниматься тем, чем занимаешься, и строить храм. Строить храм своей души, просто изменив свое отношение к тому, что ты делаешь. Апостол Павел в послании к Колоссянам писал: «Все, что делаете, делайте от души как для Господа, а не для человека». То есть все, что ты делаешь, делай от души — как для Бога, и созидай храм своей души.
Вторая ступень — это послушание. То, что вы сегодня пришли в храм и причастились Святых Христовых Тайн, это послушание. Многие из вас соблюдают пост — это тоже послушание. Послушание Церкви в малом. А как сказал Господь, если «в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость Господина твоего». Третья глава посвящена безмолвию. Преподобный Иоанн говорит, что безмолвие — это необходимое условие для чистой, не рассеянной молитвы. Он рассуждает о таких степенях молитвы, когда человек молится уже без слов. Когда ему для разговора с Богом слова уже не нужны, потому что человеческий дух соединяется с Духом Божиим. Но так как мы живем в миру, то мы не можем достигнуть полного безмолвия. Однако кое-что сделать мы можем. Мы можем, например, не просто ограничить, а исключить на время Великого поста просмотр телевизионных передач и новостей. Мы вполне можем не выходить в интернет. Кто-то скажет: «Ну как же без новостей? А вдруг беда где-нибудь? Надо же знать, надо же сострадать». Но когда ты смотришь на страдания людей по телевизору, ты не учишься состраданию: ты просто наблюдаешь со стороны, сидя в кресле. И самое страшное, что ты привыкаешь к этому. И потом, когда ты с этим сталкиваешься в реальной жизни, ты воспринимаешь это как очередную новость и проходишь мимо. Иоанн Лествичник говорит, что у человека сила души имеет определенный ресурс, и этот ресурс надо использовать грамотно, по назначению. Он даже советует, как это делать. У каждого человека есть то, о чем он заботится — круг его забот. А круг его влияния — это то, на что он может воздействовать. В идеале круг заботы и круг влияния должны совпадать. А у нас они не совпадают. Мы заботимся почти обо всем, что происходит, но реально почти ни на что не влияем. Вот, например, какая-нибудь женщина узнала из теленовостей о пожаре в соседней стране. Она тут же включает его в круг своих забот: переживает, тревожится. Но повлиять на это событие она никак не может. Затем приходит из школы ее ребенок, первоклассник. Мама должна согреть ребенка теплом своего сердца, а у нее уже нет этого тепла, она его потратила. Она потратила его на пожар, а ребенку может дать только тревогу. И получается, что она и пожар не потушила, и ребенка своего не согрела. Вместо того, чтобы спасать весь мир и беспокоиться обо всем на свете, ты позаботься о своей семье. Ты потрать тепло своего сердца, ресурс своей души на близких. Вот это будет гораздо лучше. На других главах этой замечательной и удивительной книги мы останавливаться не будем, поскольку наше время ограничено.
Дай Бог, чтобы мы с вами поднялись по этой духовной лестнице. И не только сами поднялись, но и другим помогли достигнуть невечернего света Царствия Божиего.