Новости Татарстанской митрополии

Адрес сайта Татарстанской митрополии - www.tatmitropolia.ru 

 

Источник информации: Татарстанская митрополия
2 Апреля 2015

Храм не действует
Престолы: Воскресения Словущего (Обновления храма Воскресения Христова), Покрова Пресвятой Богородицы 
Архитектурные стили: Барокко, Псевдорусский стиль 
Год постройки: 1742.
Адрес: Республика Татарстан, Чистопольский район, с. Змеево (Змиёво).

История храма

Воскресенская церковь в Змиёво – памятник архитектуры, занесенный в республиканский реестр. Это самый старый храм Закамья. По преданию, его деревянная предшественница была сооружена еще в 1694 году на средства помещика Ивана Гавриловича Змиёва. От его фамилии, по всей видимости, и пошло название села, входившего тогда в так называемую засечную черту. В старых документах оно фигурирует как «Змиёво городище» и первоначально представляло собой типичную казачью заставу.

В 1742 году на месте деревянного храма был сооружен большой каменный в честь Христова Воскресения. Деньги для этого выделила московская помещица Анна Николаевна Стрекалова – дальняя родственница будущего казанского военного губернатора Степана Стрекалова.

Цвести бы селу и дальше, да только в 1773 году храм осквернили пугачевцы. Один из арьергардов войск самозванца шел на Казань противоположным берегом Камы. Но, прослышав о достатке Змиёва и тайной готовности большинства его жителей из числа старообрядцев поддержать восставших, повернул влево и вышел к берегу Камы. Переправились быстро – благо берег в этих местах низкий, а сама река узкая. Церковь покорила пугачевцев роскошью убранства, часть коего они не преминули «позаимствовать».

Местный настоятель, отец Савватий, сочувствующий старообрядцам, совершил благодарственный молебен в честь чудом спасшегося «императора Петра Феодоровича», как именовал себя самозванец. Это и сыграло роковую роль в дальнейшей судьбе храма.

Воскресенская же церковь долгое время находится в «полунебрежении», подвергшись, если верить архивам, «великому запустению».

Спасибо купцам из крепостных

К началу XIX века жизнь в Змиёве постепенно наладилась. Ожил и храм, в котором теперь окончательно заправляли старообрядцы.
По—настоящему новая страница в истории Воскресенской церкви начинается в 1881–1883 годах, когда за ее восстановление взялись братья Плясовы – Иван и Василий Назаровичи, бывшие крепостные помещиков Стрекаловых, ставшие разбогатевшими купцами. В свое время они заплатили немалые деньги за личную свободу и теперь владели несколькими магазинами, конным заводом в Чистополе. Об их состоятельности свидетельствует тот факт, что во время Русско—турецкой войны 1877–1878 годов (а позднее и Русско—японской) Плясовы являлись поставщиками провианта для российского военного ведомства.

Исполнилось 270 лет со времени постройки самого древнего православного храма Закамья – каменной Воскресенской церкви, обновленной и перестроенной в 1881—1883 годах под руководством архитектора Льва Хрщоновича на средства купцов – бывших крепостных крестьян Плясовых.
 
Кроме Плясовых деньги на святое дело пожертвовала местная купчиха Агриппина Петровна Остолоповская. Перестройку храма поручили Льву Хрщоновичу, автору многочисленных архитектурных шедевров в Казани. Лев Казимирович лично руководил строительством. В результате протяженное в плане здание церкви оказалось представлено сразу тремя разновеликими объемами. В архитектуре памятника слились разные стили – русский теремной, классицизм, псевдорусский.

Шедевр инженерного искусства

Перестроенная церковь стала двухпрестольной. Главный, холодный предел, – в честь обновления храма – Воскресения Христова; теплый с левой стороны – в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в которых совершались ежедневные богослужения.

В колокольне имеется квадратная комната, куда снизу ведет узкая винтовая лестница. Она служила убежищем, в случае нападения в этой комнате прятались женщины с детьми из селения и семейство помещика.

Воскресенский храм явился сложным инженерным сооружением. Несмотря на эклектику построек, ансамбль стал восприниматься как единое целое, приобрел неповторимую художественную выразительность. Сегодня складывается впечатление, что церковь строили величайшие зодчие, но это были обыкновенные местные каменщики, или, как тогда их называли, камнездатели.

Рядом с храмом Плясовы возвели для себя роскошную усадьбу, остатки которой сохранились по сей день. Позднее купцы щедро помогали также содержать открытую в 1886 году земскую школу.

Крест склонился к земле

После революции Змиёво оказалось в эпицентре Гражданской войны. Позже большевики сколотили на селе коммуну, однако просуществовала она недолго.
В июне 1929—го на празднике атеизма (были такие увеселения в годы войны с религией) местные активисты проголосовали за закрытие и разрушение Воскресенской церкви. Ее купола до сих пор хранят следы надругательств. Кресты гонители намеревались срезать пулеметными очередями. Но на колокольне им это сделать не удалось. Крест завалился на бок и простоял в таком положении больше восьмидесяти лет.

Недавно в Воскресенской церкви состоялся молебен – первый после долгих лет забвения. После большого субботника на фасаде храма в торжественной обстановке установили мемориальную доску. Случились эти отрадные события в рамках проекта «Святыни республики», реализуемого при поддержке нескольких городских предприятий в Год историко—архитектурного наследия Татарстана региональным отделением Русского географического общества.

Архитектурное описание

Протяженное в плане здание церкви представлено тремя разновеликими объемами. Грузный центральный объем храма состоит из квадратного в плане четверика несущего массивный восьмигранный барабан с завершением в виде небольшой луковичной главки на глухой граненой шейке. Невысокая трапезная под двускатной крышей имеет прямоугольную форму плана. Невысокая полукруглая в плане апсида перекрыта конхой. Главный вход в храм оформлен массивным порталом с завершением в виде стилизованного аттика с тремя луковичными главками на высоких восьмигранных барабанах. Отдельно стоящая трехярусная колокольня скомпонована из двух четвериков и высокого восьмерика—звона под шатровым завершением с небольшой луковичной главкой на глухом барабане. В архитектуре церкви сочетаются разные стили: русский теремный, классицизм, псевдорусский. Из каталога—справочника. Р.А Айнутдинов, Е.В.Липаков, Р.Р.Хайрутдинов. "Республика Татарстан:Памятники истории и культуры". г.Казань Издательство"Эйдос"—1993 г

По материалам газеты "Республика Татарстан"