Новости Татарстанской митрополии

Адрес сайта Татарстанской митрополии - www.tatmitropolia.ru 

 

Источник информации: Татарстанская митрополия
3 Июня 2015

Проповедь протоиерея Виталия Кузьмина в праздник Святой Троицы

«Святым Духом всяка душа живится и чистотой возвышается, светлеется Троическим единством священнотайне» — эти слова мы с вами часто слышим на утренней службе. Они говорят нам о том, что Святой Дух оживляет всю Вселенную и все мироздание. Он присутствует в каждой человеческой душе, в каждой травинке и в каждом цветке. Поэтому неслучайно в праздник Пятидесятницы храмы украшают цветами и зелеными ветками. Благодаря Святому Духу все живет и движется. Праздник Пятидесятницы также называют днем рождения Церкви. Почему? Потому что именно в этот день Святой Дух видимым образом сошел на каждого из апостолов, и они, уже одухотворенные, стали нести Благую Весть всему миру. Произошло то, что и обещал Спаситель. Он говорил: «Я не оставлю вас сиротами, я пошлю вам другого Утешителя — Духа Святаго, который от Отца исходит, и Он наставит вас на всякую истину». И это приобщение к благодати Святого Духа дает человеку разные возможности, иногда уникальные. Это и дар говорить на другом языке, дар слова, дар убеждения, дар исцеления. Мы с вами знаем из Деяний Апостолов, что даже тень проходящих апостолов исцеляла тяжелобольных и неизлечимых людей.

У каждого из нас с вами была своя Пятидесятница. После Крещения, когда происходит Таинство Миропомазания, даются дары Святого Духа. В человеке раскрываются таланты, которые помогают ему стать сыном и наследником Царства Божьего. Но святитель Тихон Задонский предупреждает: «Благодать Божия спасает хотящих, а не нехотящих». То есть благодать дается тем, кто этого жаждет. Преподобный Исаак Сирин говорит: «В какой мере человек приближается к Богу намерением своим, в такой и Бог приближается к нему дарованиями своими».           

Но Пятидесятница, сошествие Святого Духа — это еще не вся христианская жизнь. Это еще не конечный итог, а только начало. Пятидесятница — это начало подвигов и трудов, как для апостолов, так и для нас. Святой Дух изливается на нас и на Церковь для того, чтобы показать нам путь, по которому следует идти. И Святой Дух здесь не для того, чтобы предложить нам какие-то комфортные условия. Он здесь для того, чтобы помочь нам пойти к земле обетованной. И этот путь к Царству Божьему очень трудный. Каждый, кто пытался идти этим путем, знает, что это непросто. Почему? Потому что это сопряжено с одной очень неприятной вещью — с болью. Боль и страдания — это неотъемлемая часть нашего духовного пути, нашего духовного роста. Святые отцы говорили: «Дай кровь и прими Дух». Это значит, что всякую боль можно превратить в победу. Каким образом? Есть два вида боли — боль, которая разрушает, и боль, которая изменяет и созидает. Об этом говорил апостол Павел: «Печаль мирская производит смерть, а печаль ради Бога производит покаяние ко спасению». Иногда бывают ситуации, когда все складывается не в твою пользу, и кажется, что все совершенно безнадежно, но если ты поймешь, что эта ситуация создана Богом специально для того, чтобы вырвать тебя из плотского мудрования и перевести в область духа, то все станет по своим местам.           

Счастье в христианском понимании — это блаженство. Это не отсутствие проблем в этой жизни, а способность решать эти проблемы и преодолевать трудности. И Господь делает все для того, чтобы мы научились еще здесь, на земле, жить жизнью Духа. Он говорил: «Истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин.4:21-23). В духе и истине. И конечно, Господь попускает быть боли, чтобы мы перестали себя ассоциировать только с плотью, чтобы мы увидели в себе корни сорняков, которые заземляют нас, которые не дают нам воспарить к горнему. Что это за сорняки? Это наши страсть и осуждение, зависть и обиды. Если нас кто-то обидел и причинал нам зло, то мы помним об этом и не можем простить. В одиночку это трудно, но с Богом и Духом Святым это возможно. Да, шрамы остаются. Шрамы остаются на нашем сердце, на нашей душе от наших грехов и от грехов других людей, которые причинили нам зло, но эти шрамы говорят нам о том, что у нас есть прививка, что мы научились прощать. Дух Святой помог нам и утешил нас. И внутри нас произошла битва. Мы одержали маленькую, но победу, и сделали шаг вперед. И каждый шрам — это символ победы. Так же, как и у Спасителя. Даже в вечности мы будем видеть шрамы на Его руках, на Его ногах, на Его ребрах, которые будут говорить нам о победе жизни над смертью, победе духа над плотью. Аминь.