Новости Татарстанской митрополии

Адрес сайта Татарстанской митрополии - www.tatmitropolia.ru 

 

Источник информации: Татарстанская митрополия
17 Июня 2015

Церковь постоянно пополняется новыми людьми, зачастую даже не знающими основ Православия. Естественно, у них возникает множество вопросов, в числе которых вопросы о святом таинстве Причащения. Как часто надо причащать детей, самим причащаться? Что даёт Причастие? Как правильно приготовиться к этому Таинству?

Мы знаем, как Господь любил детей. Своим апостолам Он повелел не мешать детям приходить к Нему: «…пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19:14) Так будем послушны Его призыву и призыву Его Церкви и будем как можно чаще приносить наших детей ко Христу. По обычаю Церкви хорошо первый раз приносить их ко Христу на восьмой день по рождении. В этот день в Таинстве Крещения Господь омывает их от первородного греха. Тело ребёнка (любого человека) требует питания для своего поддержания. Требует питания (только иного) и зародившаяся в крещении духовная жизнь ребёнка (и любого человека). То есть, как часто мы питаем своё тело различными продуктами, то и душу должны питать постоянно.

мать и ребенок

Как часто следует причащать ребёнка? Господь призывает к этому за каждой Литургией (и не только детей): «Примите, ядите…». «Сколько можно часто приобщайте детей Святых Христовых Тайн», — советует святиитель Феофан Затворник. Поэтому причащать младенцев надо во время каждой Литургии. Старец Парфений Киевский однажды в благоговейном чувстве пламенной любви Божией долго повторял в себе молитву: «Иисусе, живи во мне и мне даждь в Тебе житии» и услышал тихий и сладкий голос: «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем». Поэтому благодать причащения Тела и Крови Господа необычайна: она возвращает, исцеляет и укрепляет ребёнка духовно и физически. Частое причащение ребенка — залог его духовного и телесного здоровья.

По свидетельству одного доктора, ему редко приходилось прибегать к лекарствам в отношении тех детей, которых часто носили к причастию. Над часто причащающимися детьми не имеет силы даже закон плохой наследственности. По обычаю Церкви желательно, чтобы младенец, начиная с 3-4 лет, уже не вкушал с утра пищи или питья до причащения. В возрасте семи лет младенец становится отроком и перед причащением ему следует исповедаться. И если ребёнок с детства привыкает испрашивать себе прощение за вину вначале перед родителями и близкими, и с семи лет также на исповеди — то душа его сохранится чистой на всю жизнь.

причащение детей

Говоря о недостоинстве причастия, нужно помнить слова апостола Павла: «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы» (1 Кор. 11:27-31). Что следует понимать под недостойным причастием? Некотореы старцы-подвижники указывают несколько причин причастия в суд и в осуждение, среди которых — исповедь мы иногда заменяем самоанализом, не оплакиваем грехи, а оправдываем; подходим к Причастию, не простив от всего сердца своего обидчика…

Легкомысленное отношение к причастию может иметь страшные последствия. Об одном из таких случаев рассказывает святитель Игнатий Брянчанинов. В церкви преподобного Сергия, находившейся в Сергиевой пустыни под Петербургом, совершалось Таинство Евхаристии. Молодой человек, учащийся пажеского корпуса, Дмитрий Александрович Шепелев подошёл к Чаше выразил идущему с ним в паре собрату сомнение в истинности того, что будет вкушать подлинно Тело и Кровь Христову. Шепелев подошёл к Чаше, принял Частицу и с ужасом ощутил, что во рту у него сырое мясо. Его испуганный вид заметил священник и приказал войти в алтарь. Не выпуская Частицы изо рта, Шепелев покаялся в своём грехе. Священник отпустил грех, прочитал разрешительную молитву. Тогда Шепелев ощутил во рту Частицу Тела Христова уже под видом кусочка просфоры и по благословлению священника вкусил его. После этого юноша изменил свой образ жизни. Он посвятил себя служению Богу и делал это так усердно, что после благожелательной кончины был погребен в том же Сергиевом храме, где произошло описанное событие.

Сергиева пустынь

Сергиева пустынь под Петербургом

Святитель Амвросий Медиоланский в книге о таинствах пишет: «Если многократно изливается Кровь, которая изливается во оставление грехов наших, то надо ее всегда принимать, чтобы отпускались мои грехи; и если я всегда грешу, то всегда потребно для меня и врачество… Принимай всякий день то, что может исцелить тебя. Так живи, чтобы всегда быть тебе достойным этого (т.е. причащения) принятия». Также считали необходимым частое причащение Святых Тайн многие святые (святитель Кирилл Иерусалимский, блаженный Августин, Максим Исповедник и др.).

В жизнеописании преподобного Макария Великого имеются его слова одной болящей женщине: «Ты подверглась напасти, потому что уже пять недель не причащалась Святых Тайн». Пастырь отец Иоанн Кронштадский указывал на забытое апостольское правило — отлучать от Церкви тех, кто три недели не был у святого причастия.

Причастие в церкви

«Благодать, даруемая приобщением, так велика, что как бы недостоин и как бы грешен ни был человек, но лишь бы в смиренном только сознании великой греховности своей приступит ко Господу, искупающему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытых язвами грехов, то будет очищаться благодатию Христовой, всё более и более светлеет, совсем просветлеет и спасётся», — говорил преподобный Серафим Саровский.

Как пишет архиепископ Арсений (Чудовский): «Постоянное причащение — должно быть идеалом всех христиан. Но враг рода человеческого — сразу понял, какую силу даровал нам Господь в Святых Тайнах. И он начал дело отклонения христиан от святого Причащения. Из истории христианства мы знаем, что сначала христиане причащались ежедневно, затем четыре раза в неделю, далее по воскресеньям и праздникам, а там — во все посты, т. е. четыре раза в год, наконец, едва-едва раз в год, а ныне и того реже».

«Христианин всегда должен быть готов и к смерти и к причащению», — говорил один из духовных отцов. Пусть также не смущается душа от того, что она при всем своём покаянии, всё же недостойна причащения. Про это так говорит старец отец Алексей Мечев: «Причащайтесь чаще и не говорите, что недостойны. Если ты так будешь говорить, то никогда не будешь причащаться, потому что никогда не будешь достоин. Вы думаете, что на земле есть хотя бы один человек, достойный причащения Святых Тайн? Никто этого недостоин, а если мы всё-таки причащаемся, то лишь по особому милосердию Божию…».

Причастие в церкви

«Примите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов. Пийте от нея вси: сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов», — такой призыв Господа раздаётся к нам каждый день на Божественной Литургии. И если мы не идем на этот зав Христа — на Его Тайную Вечерю, не идём на «брачный пир», на котором для нас каждый день закалывается Невинный Агнец, — Сам Господь Иисус Христос, то да осуждаем себя, как рабов, которые пренебрегли этим зовом и этим пиром и пошли «… кто на поле свое, а кто на торговлю свою» (Мф. 22:2-5).

До причащения необходимо держать пост, совершить молитвенное правило. Размер его определяется духовным отцом. Но главное не то, сколько вычитаешь положенных молитв, а готовность сердца для Бога, для принятия Святых Тайн. Главное дело — живая вера сердца и теплота раскаяния во грехах.

В день причащения все обычные дела оставляются, этот день надо проводить как великие праздники; хорошо уединиться от всего шумного, суетного, побольше помолиться, почитать духовное. Постараться оберегать себя от многословия, осуждения, развлечений. Не мыслить и чувствовать чего-либо худого. День причащения — это особый день христианской души, когда она особым таинственным образом соединяется со Христом.