Новости Татарстанской митрополии

Адрес сайта Татарстанской митрополии - www.tatmitropolia.ru 

 

Источник информации: Татарстанская митрополия
25 Июня 2015

В нашей стране всегда жили с Богом, уповали на Его Благой Промысел и усердно молились Царице Небесной. Православие было твердым нравственным стержнем страны, и, казалось, что так будет всегда, однако XX век внес свои коррективы.

В российскую историю XX век вошел как век безбожия, тяжких гонений на Церковь и православных христиан. Все началось в 1917 году, когда после обострения социально-политической обстановки в стране произошли Февральская и Октябрьская революции. Монархия была низвергнута, и давление на Церковь усиливалось с каждым годом. К середине 30-х оно достигло своего пика. Храмы разрушали один за другим, святыни оскверняли, а монастыри разоряли. Людей по всей стране преследовали за веру, но они оставались верны Христу. Елабужская земля не стала исключением – верующие здесь подвергались репрессиям, а храмы закрывались. Были разрушены Троицкая церковь и храм в честь Казанской иконы Божией Матери женского монастыря, корпуса которого были отданы под жилье. В 1940 году в Елабуге закрылся последний действующий храм – Покровский собор. После этого город полвека не слышал колокольного звона, однако люди все равно верили в Бога и молились Ему. Единственным светильником в воцарившейся тогда безбожной тьме была церковь святого Иоанна Предтечи в селе Костенеево Елабужского района, которую открыли в 1944 году. Открытие церкви в военное время стало для православных верующих великим утешением, и храм почти всегда был переполнен. Люди готовы были преодолеть немалое расстояние, чтобы постоять на службе. Это продолжалось последующие четыре десятка лет, однако возрождением полноценной духовной жизни назвать это было нельзя. Возрождение началось лишь в конце 80-х, когда в Елабуге после многолетнего перерыва был вновь открыт Покровский собор.

О тех событиях нам рассказала насельница Елабужского Казанско-Богородицкого женского монастыря монахиня Евпраксия, которая принимала активное участие в возрождении Покровского собора.

***

В то время единственным действующим храмом во всей округе был храм Иоанна Предтечи в селе Костенеево. В конце 80-х, когда прежнего давления на церковь уже не было, мы в очередной раз отправились на службу в это село. В тот день был престольный праздник, и по обыкновению храм был переполнен. Больше половины прихожан составляли елабужане. Тогда у всех нас была только одна мысль – создать свой собственный приход в родном городе. По окончании Божественной литургии мы посовещались, и решили добиваться открытия церкви в нашем городе. Наше намерение поддержал один из священников костенеевской церкви – отец Иоанн. Он сообщил, что хочет оказать нам финансовую помощь, и даже выказал готовность продать свой автомобиль. Деньги от продажи машины предполагалось использовать на ремонт храма.

Приехав из Костенеево, мы еще раз посовещались, и на следующий же день отправились в горисполком, где сообщили руководству о своих намерениях. В исполкоме нам сказали, что в городе три заброшенных храма, и нам нужно определиться с тем, какой из них мы хотим восстанавливать. После этого нас направили в Казань, где состоялся очень сложный и продолжительный разговор. Нам объяснили, что перед тем как начинать восстановительные работы, необходимо выбрать на приходе старосту и секретаря, которые будут руководить процессом реставрационных мероприятий. Возвратившись в Елабугу, мы выбрали старосту и секретаря, а также начали сбор подписей среди горожан. За четыре дня обошли несколько десятков домов и собрали 490 подписей. Мы немного огорчились из-за того, что подписей удалось собрать меньше, чем предполагалось, но вскоре произошло непредвиденное событие, которое расстроило нас еще больше. Папка с подписями и документами, оставленная нами в горисполкоме, бесследно исчезла. Когда через два дня мы пришли за ней, чтобы отвезти ее в Казань, нам сказали, что папка пропала. Мы искали пропавшие документы по всему кабинету, но поиски не принесли результатов.

Успокоившись и помолившись, мы решили организовать новый сбор подписей. Жители Елабуги с пониманием относились к нашей проблеме и говорили, что «на этот раз уж точно все получится». В итоге нам удалось собрать более 500 подписей, что нас очень порадовало, ведь это было больше, чем в первый раз. В исполкоме нам дали добро, и после этого мы прямиком отправились в Казань вместе со всеми необходимыми документами.

Продолжение следует…