Новости Татарстанской митрополии

Адрес сайта Татарстанской митрополии - www.tatmitropolia.ru 

 

Источник информации: Татарстанская митрополия
8 Апреля 2016

10 апреля в храме Покрова Божией Матери села Большое Афанасово пройдет педагогический семинар «Практические аспекты приобщения детей к основам православной культуры через занятия в воскресной школе». В режиме открытых уроков делиться опытом с учителями «воскресок» Чистопольской епархии будут педагоги афанасовской школы «Радуга».

Ранним воскресным утром в учительскую не пробиться: педагоги школы «Радуга» находятся в оцеплении учеников. Еще не до конца пробудившийся ото сна, воскресный класс гулко жужжит, словно взбудораженный пчелиный улей. Ребятишки протягивают к учителям свои руки для привычных обнимашек.

Традиция теплых объятий при встречах появилась в школе благодаря ученикам. Так дети выражали любовь в ответ на заботу и внимание своих воспитателей. И доверительный жест, и лучистые взгляды, и даже несмолкаемый гул радостных детских голосов в учительской — все это маленькие составляющие той огромной любви, которая давно поселилась в стенах этой воскресной школы.

«Это уже другие дети»

Ираиду Маврешко, директора воскресной школы, я впервые увидела на сцене актового зала. Помню красивую осанку, слаженные плавные движения в хороводе, широкую улыбку — по всему было видно человека, который умеет владеть вниманием зрителя.

— Мое нынешнее призвание определил Господь. Я никогда не думала, что моя жизнь будет связана с педагогикой. Я, как человек творческий, видела себя скорее в музыке, народных танцах, театральных постановках. Наша школа реализовалась на христианском утверждении, что Бог — это любовь. Возводить духовные стены нашего учреждения мы начали с доверия и любви друг к другу. Поначалу было очень сложно, потому что первая группа воспитанников была разновозрастной. Как наладить учебный процесс в этих условиях, мы тогда не понимали. Тыкались, что называется, как слепые котята. Но Бог все управил: в нашу школу пришли замечательные педагоги. У истоков школы стояла преподаватель церковнославянского языка Ольга Сабаева, которая также преподает Новый Завет в старших классах. Ирина Сандимирова занимается с нашими малышами. Виктория Игошина ведет музыкальные уроки во всех возрастных группах. Светлана Бакшаева проводит занятия для воспитанников средней группы. Эти учителя дарованы нашей школе Самим Господом. Их знания, опыт, глубокое осознание своего призвания и самоотверженность стали твердым фундаментом для нашей воскресной школы. А православная вера и любовь объединили всех нас — педагогов, детей, родителей — под Покровом Божией Матери нашего любимого афанасовского прихода, — делится впечатлениями Ираида Ивановна.

Вижу, как в перерывах между занятиями некоторые дети уединяются с директором, секретничают. Разговоры по душам — это еще одна традиция воскресной школы. В важные моменты приготовления к исповеди дети подходят к педагогам и интересуются, достойно ли они вели себя в классе, и нет ли к ним нареканий. Анализ своих поступков, стремление исправить ошибки и стать лучше стали духовной потребностью ребят. В их душах осознанно рождается христианство.

— Это уже совсем другие дети, — говорят педагоги, когда сравнивают своих воспитанников в начале процесса обучения и по его окончании — через год, а то и спустя несколько лет посещения «воскрески».

Это действительно другие дети. Они ведут себя, как братья и сестры одной большой семьи: излучают теплоту, открытость. В школе царит домашняя атмосфера, наполненная радостью. Это замечают даже те, кто имеет опосредованное отношение к воскресной школе. У некоторых после общения с преподавателями и воспитанниками «воскрески» возникает приподнятое, «воздушное» состояние души. День складывается замечательно!

Свобода выбора. Ответственность. Радость

— Радость — ключевое слово, которым можно охарактеризовать процесс обучения в нашей школе. Сначала я пыталась перенести в воскресную школу свой 25-летний опыт преподавания в светском общеобразовательном учреждении, но вскоре поняла, что это неправильный шаг по многим причинам. Во-первых, некоторые дети не имеют возможности регулярно посещать воскресные занятия, поэтому учебный материал нужно преподносить таким образом, чтобы у них не возникало пробелов в знаниях. Во-вторых, обязанность выполнять домашнее задание не должна довлеть над ребенком, ведь он загружен и в общеобразовательной школе. Мы предоставляем нашим воспитанникам свободу выбора: дети сами решают выполнять им домашние задания или нет. При этом отмечаем, что и ответственность за то или иное принятое решение ребенок будет нести сам. В условиях свободного выбора основным стимулом обучения может стать та радость, которая сопровождает познавательный процесс. А мера ответственности — тот багаж интересных знаний, который нерадивый ученик недополучит. Недавно мы изучали родословие Иисуса Христа, и в качестве домашнего задания просили детей составить родословное древо своей семьи. Многие потом признавались, что этот урок позволил им впервые ознакомиться с историей семьи. Ребята выполняли это задание с большим удовольствием, — рассказывает Светлана Бакшаева.

Урок талантливого педагога порой захватывает как увлекательная театральная постановка. Вот Светлана Николаевна читает небольшой отрывок из одной православной детской книжки. Интонации, жесты, эмоциональное напряжение, увлеченность, сопровождающие это чтение, делают его схожим с выступлением актера. Так обучать может только педагог от Бога.

Новое дыхание профессии

— Воскресная школа предоставляет нам возможность приобщения к таинству труда христианского педагога. Это почетная обязанность, дающая возможность исправлять ошибочные педагогические навыки, выработанные годами преподавания в светских школах. Здесь мы дарим воспитанникам больше добра и ласки. Бог — это любовь. И эта любовь, которая поселилась навсегда в православном храме, в нашей воскресной школе, потом постепенно переносится нашими воспитанниками и в стены общеобразовательного учреждения, потому что наши дети уже и там не могут вести себя по-иному, — резюмируют преподаватели.

Обучение в воскресной школе «Радуга» построено таким образом, что процесс воцерковления ребенка идет постоянно. Для этого педагогами составляется перспективный план особо значимых православных праздничных дат. Ключевая дата становится лейтмотивом воскресного дня: детей погружают в содержание праздника или связанного с ним события из жития святого не только на уроках. Во время трапезы с детьми ведется разговор об очередной заповеди Божией. Педагог, который проводит вместо урока музыкальную или танцевальную репетицию, обязательно выстроит это занятие на фундаменте православного вероучения.

И такая поступательная основательность всего учебного процесса дает свои православные всходы. И не только в переносном смысле. «Православные всходы» — познавательная игра с таким названием традиционно проходит в стенах воскресной школы «Радуга» Покровского благочиния в конце учебного года. Рассказ о ней и станет темой следующей публикации.