Новости Татарстанской митрополии

Адрес сайта Татарстанской митрополии - www.tatmitropolia.ru 

 

Источник информации: Татарстанская митрополия
14 Апреля 2016

Холодным ноябрьским днём позвонившая мне подруга с тоской вспоминает паломничество в древний волжский городок Болгар, представляет его каким-то загадочным сказочным краем. Там летом в храме ласточки гнезда вьют, на Литургии замолкают, потом опять начинают щебетать, а зимой по церкви летают бабочки. 

Рассказала и про мощи святого мученика Авраамия, поклониться которым едут верующие с многих областей России, и про святой источник Болгарского чудотворца, благодатью исцеляющий недужных. Пока морозы не грянули, надо ехать — решаю я. Да и зачем тянуть? До тепла еще два сезона, пусть будет последняя поездка в уходящем году. «Поедем», — уговариваю мужа Александра, неохотно оценивающего маршрут. Четыреста километров — путь неблизкий. 

По моей просьбе подруга Юлия зачитывает информацию из интернета по телефону: «Уникальный исторический ансамбль — в городе сохранились древние булгарские постройки XIII века, есть мечети и минареты, православная церковь Успения Пресвятой Богородицы XVIII века, а также музей, в котором на экспозиции представлено наследие времен Золотой Орды». «Есть что посмотреть», — заключает она. Вдохновлённые, легкомысленно не испросив благословения, мы сами сделали дорогу нелегкой и полной искушений, но, видно, Богу угодно было привести нас в этот чудесный город. 

Позади остаётся Димитровград, дальше — Чердаклы и гололёд на трассе. Подрезавшая нас «легковушка» на летней резине резко тормозит и начинает выписывать «восьмерки». Тормоза не слушаются, и мы летим в овраг с трёхметровой высоты. Перед глазами мелькают стволы сосен. Это конец — проносится в голове. По счастью, мы упали на валежник, не ощутив удара. Муж осматривает машину. Она без повреждений. С укором смотрю на него –резина и у нас была «лысая». Привыкнув к сухому асфальту в городе, не сменил шины на зимние, понадеявшись на русское «авось». А виновник нашего падения давно скрылся. Открутив аккумулятор, муж уходит помогать другому водителю, который одновременно с нами улетел в кювет со встречной полосы. Вернувшись, топором вырубает коряги, расчищая путь наверх. С обидой приходит мысль: как же так, ведь ехали с молитвой? Но на удивление скоро, будто отвечая на мой безмолвный вопрос, приезжает подмога — эвакуатор из Ульяновска. Оглядывая овраг, водитель, почему-то не совсем трезвый, с равнодушием бросает: «Могли и шеи себе свернуть».

Унылый осенний ландшафт опустевших равнин и пролесков совсем не радует глаз и почему-то заставляет вспомнить о грехопадении первых людей. Вместо изумрудных полей — бурьян да сухостой, «тернии и волчцы», произрастающие на безплодной земле. Я откладываю дорожную карту в сторону — наконец-то виднеется долгожданный указатель: Болгар. На опушке хвойного леса — погост, а рядом — деревянная церковь. Может, нам сюда? Заходим в ворота и видим икону святого Авраамия, встречающую паломников. Уже не ошибёшься. С каким трудом мы добрались! В храме его мощи. Вернее, фаланга пальца святого, оставшаяся от мощей, утраченных в годы безбожного лихолетья. Житие мученика повествует, что этот богатый и знатный купец жил в конце XII - начале XIII века в Волжской Булгарии, был человеком необыкновенно сострадательным, милостивым к бедствующим и тратил свои богатства на нужды страждущих. Посещая русские города, он глубоко заинтересовался христианской верой. По Божию смотрению благодать коснулась его сердца, и, познав истину святой веры Христовой, он принял Святое Крещение, после которого святой евангельским словом, а главное — христианским образом жизни стал нести апостольскую проповедь среди своего народа. 

Иконопись Свято-Авраамиевского храма даже в полумраке ярка и пронзительна. Нас, паломников «со стажем», убранством храма было трудно удивить, но здесь чувствовалось какое-то особое благолепие и поистине неземная красота. Но, пожалуй, не это поражало больше всего, а появившееся ощущение того, что время здесь остановилось, суета осталась где-то далеко позади, уступив место размышлениям и духовному деланию. «Святый мучениче Авраамие, моли Бога о нас», — прошу я.

Потом едем на источник. Ищем дорогу, катаясь по маленькому городку. Мелькают частные домишки, уютные дворики. Березовая роща шуршит опавшей листвой. Закат раскладывает оранжевые пятна на стволы деревьев. За рощей — сосновый лес и песчаная дорога, ведущая к Волге. На границе леса и реки — святой источник. Здесь по преданию принял мученическую кончину святой Авраамий Болгарский. Булгары раздражились на проповедника христианства и стали бить его «всем миром», не оставив на его теле ни одного неповрежденного места. Много дней булгары томили его в заключении, пытками принуждая отвергнуться веры христианской. Видя его непреклонность, изуверы отвели его за город и недалеко от берега Волги отсекли ему сначала руки, потом ноги, а затем и главу. У могилы святого стали происходить чудеса. 

За каменной оградой стоит колодец. Мы бросаем ведро, но всплеск слышится не сразу. Глубокий. Набираем студеной живительной воды. Колышется камыш в покрытой льдом заводи, а чуть дальше плещутся волны водохранилища. В благоговейном молчании приезжают сюда паломники, с трепетом ступают на освященную кровью мученика землю, прося заступления и помощи святого, помнят о высоком подвиге того, кто принёс этому месту благодать. Получив благословение, мы едем обратно в Самару. В дорожных кюветах копошатся беспечные водители, слетевшие с трассы, как и мы утром. Молча думаю о том, сколь милостив Господь к человеку. Бездумно посещающим святые обители Он посылает вразумления, отбрасывающие показное благочестие без истинной христианской добродетели, даёт уроки смирения, чтобы явилась живая вера и упование на Него. И долго ещё будет помниться этот благодатный край, где так ощутима Божественная воля, подчинившись которой, мы избавились от духовного сна и, усмотрев присутствие Создателя, начали исправление жизни нашей.