Новости Татарстанской митрополии
28 августа 2016 года, в Неделю 10-ю по Пятидесятнице, праздник Успения Пресвятой Богородицы, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил Литургию в соборе в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Свияжского Богородице-Успенского мужского монастыря. После Евангельского чтения глава Татарстанской митрополии обратился к верующим с архипастырским словом.
Сегодня Святая Церковь собрала нас в этот монастырь в день Успения Пресвятой Богородицы. Что это за праздник? По-человечески одна из земнородных дочерей Адама исполнила Закон Божий: земля ты еси и в землю отыдеши (Быт. 3:19), — закон, гласивший, что всем рожденным после Адама, после грехопадения, надлежит умереть.
Но что произошло с Богоматерью? Да, исполняется закон, но как? Даже Её смерть называется Успением. На одре возлежит Она, Пречистая Дева Мария, как одна из смертных. Но Её ложе это не гроб, а отдохновение.
Собираются апостолы, девы со свечами, небожители спускаются на землю, ангельский хор воспевает Её восшествие от земли на небо. Сам Сын Божий, Господь Иисус Христос, принимает на Свои Божественные руки душу Своей Пречистой Матери. Нет, не задавайте мне вопрос, не ищите мысленно ответа на эту величайшую тайну: «Как же так, Она ведь тоже была на земле, Она тоже земная! Но есть нечто отличное Её Успения от обычной человеческой смерти». На это «как» никто не даст логический ответ, ибо здесь тайна Божественного Промысла. Это остается тайной по сей день, как Дева бессеменно зачинает и рождает, оставаясь Девой. Это Божие произволение, а у Бога всё возможно.
«В молитвах неусыпающую Богородицу, и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь, к животу престави, во утробу Вселивыйся приснодевственную» (кондак Успения), — как четко сказано в этом церковном песнопении! «Гроб и умерщвление не удержаста», — то есть да, переход от земли на небо — гроб. И, как предписано Божественным повелением, все восстанут от гробов и будут призваны во время Страшного Второго Пришествия. Но Её, Матерь Бога, Сына Божия, — «гроб и умерщвление не удержаста, якоже бо Живота Матерь», — то есть, Матерь Жизни. Какой Жизни? Сына Божия, Иисуса Христа. Она восприняла в Своё чрево Саму Жизнь. И как может быть подвержена тлению Она, носившая Жизнь, родившая Сына Божия? Как может Господь оставить Её подобно всем тленным людям? Сегодня Она предстает перед источником Жизни, Своим Сыном и Богом Иисусом Христом. Он некогда вселился в Её приснодевственную утробу, а ныне как второе лицо Святой Троицы, единосущной и нераздельной, принимает душу Своей Пречистой Матери.
Её торжественно хоронят апостолы. Поёт Святая Церковь: «Апостоли, от конец земли совокупльшеся зде, в Гефсиманийстей веси погребите тело Мое», — то есть, Она завещает, чтобы Её погребли, похоронили. Где? В Гефсимании. Почему? Это было место у подножия Елеонской горы, где любил бывать Её Божественный Сын. Она вместе с Ним там, где Он молился перед смертными страданиями до кровавого пота, где Он был предан и откуда повели Его на незаконное судилище. Это место было и Её любимым местом, поэтому Она просила погрести Её там.
По иудейскому обычаю, в скале высекают нечто вроде грота, который приваливают камнями. И опять нет апостола Фомы. Он приезжает на третий день, печалится, потому что Матерь Сына Божия ушла от нас. Горит сердце, ему хочется хотя бы во гробе увидеть Её. С трепетом идут апостолы, отваливают камень от гроба, но нет там тела. Ибо Господь Иисус Христос взял душу Её с телом — каким образом, нам неведомо.
Но мы же помним, что недавно было Преображение Господне. Если все люди преобразятся по неведомому нам признаку в мгновение ока во Второе Страшное Пришествие, мы не знаем, какими будут тела и каким образом это произойдёт. Но это точно будем мы, наши личности. А с Богоматерью случилось это до Второго Страшного Суда.
Мы в это твердо верим. Но мы также верим и знаем, что Она осталась защитницей рода христианского, и поныне ходатайствует за всех — и грешных, и праведных. Она есть Матерь рода человеческого, ибо со креста вручая Её Иоанну Богослову, Господь сказал, обращаясь к любимому ученику: «Это Матерь твоя». А, обращаясь к Матери, сказал: «Это сын Твой» (см. Ин. 19:26-27).
Все мы стали детьми Царицы Небесной. Откройте книгу жизни рода человеческого после Христа, и сколько же увидите явленных и не явленных деяний Богоматери, заступающейся за нас. Каждый из нас, к сожалению, редко обращается со словами благодарности к Ней. Мы как попрошайки: когда нас настигает болезнь, скорби, неудачи, тогда только мы идём к Её образу, мысленно обращаясь к Ней. Поверьте, всегда Она услышит и поможет.
Особенно в день Её Успения, что мы принесем к этой гробнице символической, лобызая Её образ? Цветы, миро, драгоценности? Нет, Ей это не надо. А что Ей надо? Сердце наше покаянное, осознание нами своих грехов и понимание, что все мы здесь смертны. Даже Она, Матерь Бога, исполнила этот закон. А мы живем в этой жизни так, будто и не должны умереть, свои поступки не соизмеряем с Божественными заповедями. Мы всё откладываем на потом и на потом.
Сколько свидетельств обратному. Вот, отец Всеволод, наместник Раифского монастыря. Полный сил, весёлый, приходит в свой кабинет в монастыре и вдруг ему стало плохо. Да, врачи ставят физиологический диагноз: «отрывается тромб». Но этот тромб у всех у нас один — Господь скажет ангелу смерти: «Хватит», — и всё. Бог Сам знает, кого когда, в каком возрасте забрать из этой жизни.
Мы должны быть всегда готовы, должны помнить, где наше последнее и главное безвременное пристанище. Какой нужен багаж, какие пропуска туда, где можно безболезненно жить? Багаж один и пропуск один — добрая жизнь. Всё же остальное — балласт, который ведёт во тьму кромешную, удаляет от Бога туда, где плач и скрежет зубов. Мы об этом знаем.
По пути сюда я заезжал в другие храмы. Болит сердце: великий праздник, а сколько нас здесь? Пройдет, наверное, час, и начнется столпотворение, экскурсии. Как правило, наш, русский народ идёт на экскурсию поглядеть, поглазеть. А помолиться — нет. Мы живем вместе с мусульманами. Они идут в мечети, а мы только рассуждаем, что церковная жизнь, якобы, это «не наше». А чего мы ждать должны? Чего от Бога должны ждать мы, русский народ? Благодеяний? Милостей? А что мы делаем? Где мы? На каких мы пиршествах? Забыли веру нашу, надругались и ругаемся над нашими святынями.
У всех внешних сложностей и неприятностей корень один. Обратись же, народ, к правде Божией, и Бог найдет средства и пути, чтобы и санкции снять, и возвеличить нас. Даст всё Бог! Кто на нас, если с нами Бог? Но если мы сами живем, нарушая нормы, заповеди и законы, Богом данные, — жнём то, что сеем и в семьях наших, и в жизни нашей.
Поэтому, подходя лобызать образ Богоматери возлежащей, писанной на этой плащанице, обращаясь к Ней, небесной Покровительнице нашей, принесём осознание греховности нашей жизни, решим твердо жить так, как завещал Её Божественный Сын: хранить веру отцов наших, хранить святыни, воспитывать детей наших в вере и традиции народа нашего. И тогда Она, возрадовавшись непременно, будет ходатайствовать перед Своим Божественным Сыном о нашей великой России и о каждом из нас. Аминь.