Новости Татарстанской митрополии

Адрес сайта Татарстанской митрополии - www.tatmitropolia.ru 

 

Источник информации: Татарстанская митрополия
15 Сентября 2016

Вел очень строгую подвижническую жизнь, за которую получил наименование Постника. Годы правления патриарха Иоанна IV 582-595. Он известен в Православной Церкви как составитель «Покаянного номоканона» (епитимийника), который дошел до нас в нескольких различных редакциях. Но основа их одна и та же. Это — наставление духовникам, как принимать тайную исповедь в тайных грехах, является ли этот грех уже совершенным или состоящим в одном только греховном помышлении. Древние церковные правила говорят о способах и сроках всенародного церковного покаяния, назначаемого для явных, уличенных грешников. Нужно было и канонически приспособить эти правила к тайной исповеди неуличенных кающихся. Святитель Иоанн Постник исходил в своем «Покаянном номоканоне» (или «Канонарии») из того, что добровольная исповедь тайных, неведомых миру, грехов уже свидетельствует о готовности грешника примириться с Богом и своей совестью, и потому сократил епитимии древних отцов наполовину и более. Зато он более точно определяет характер епитимий: строгий пост, ежедневное совершение установленного числа земных молитвенных поклонов, милостыня. Сроки епитимий назначаются духовником. Главная мысль номоканона, составленного святым патриархом, заключается в назначении епитимий не просто по мере грехов, но по мере доступной для кающихся и по оценке покаяния, не по продолжительности наказания, а по степени его переживания кающимся, по его духовному состоянию.

С XVI в. в Русской Церкви распространился номоканон святого Иоанна Постника в редакции, составленной иеромонахами-духовниками святой горы Афонской.

Будучи строгим ревнителем благочестия, святитель не мог равнодушно видеть пренебрежения к церковным установлениям. Когда жители Константинополя захотели потешиться конскими ристалищами накануне Пятидесятницы, святитель Иоанн разрушил их нечестивое намерение своими молитвами: едва только все собрались на зрелище, как поднялась страшная буря, которая заставила всех разбежаться и признать неблаговременность развлечения. Святитель был весьма милостив к бедным и имел дар чудотворения: исцелял бесноватого, даровал зрение слепому, многократно избавлял город от нашествий иноплеменников. Мирно почил о Господе 2 сентября 595 г.