Новости Татарстанской митрополии
15 сентября в Елабуге откроется выставка «Невьянская икона». На выставке, которая пройдет в Выставочном зале Елабужского музея-заповедника, будут представлены предметы церковной старины из коллекции Свердловского областного краеведческого музея.
Впервые в городе будут выставлены иконы самобытной Невьянской иконописной школы, расцвет которой пришелся на первую половину XIX века. Отметим, что посетители выставки смогут также ознакомиться с процессом создания икон. Выставочный проект краеведческого музея является частью большого межмузейного проекта, который позволит привлечь внимание к сокровищам, хранящимся в фондах российских музеев. Когда в Елабуге откроется выставка «Невьянская икона» — в Екатеринбурге откроется выставка «Дыхание эпоса», организованная Елабужским музеем-заповедником. Она расскажет об особенностях национальной культуры жителей Татарстана.
Невьянск — небольшой город в Свердловской области, в котором в 1701 году появился один из первых на Урале металлургических заводов. В его окрестностях до сих пор проживает большое число старообрядцев. В их среде в конце XVIII века оформилась оригинальная иконописная школа. Сегодня работы невьянских иконописцев являются гордостью собраний многих крупных музеев России и частных коллекционеров. Одно из самых значительных собраний хранится в Свердловском областном краеведческом музее.
Выставочный проект «Невьянская икона» — это попытка рассказать о необычном явлении в уральском искусстве XVIII–XIX вв. — рождении самобытной иконописной школы. В это время на Урале было совершено множество потрясающих находок. Были обнаружены золотые месторождения, самоцветные россыпи. Именно отсюда отправлялись в европейскую Россию караваны, груженные самым качественным в мире металлом. Владельцы возникавших здесь огромных состояний не скупились, заказывая иконы для возводившихся храмов или домовых часовен.
Работы невьянских иконописцев поражают своим богатством, а также филигранной утонченностью и проработкой деталей. Впечатляет контраст между суровыми реалиями быта, окружавшего иконописцев, и воздушной легкостью, праздничностью их работ.
Древлего благочестия ревнители — так называли себя старообрядцы, авторы представленных на выставке икон. Они тщательно следовали русской традиции, сохраняя ее даже в мелочах: укладе быта, архитектуре своих жилищ и, конечно, одежде, которую также можно увидеть на выставке.
Меднолитная пластика — посуда, иконы, кресты, свидетельствуют о том, что Урал в XVIII веке стал железным хребтом России, на котором ковалась мощь страны. Но одежда, металл, предметы быта, служат лишь канвой, которая окружает главный предмет рассказа — икону.