Новости Татарстанской митрополии

Адрес сайта Татарстанской митрополии - www.tatmitropolia.ru 

 

Источник информации: Татарстанская митрополия
14 Октября 2016

Как православная Греция издревле почитала Богоматерь своей особенной Покровительницей, так и Православная Россия с самых первых времен чтила свою Небесную Заступницу. Огромное количество храмов, посвященных Пресвятой Богородице, говорит нам о глубоком почитании Божией Матери на Святой Руси. Десятинная церковь, Святая София, главный храм Киево-Печерской лавры, – все посвящены Божией Матери. «Домом Пресвятой Богородицы» называли наши предки свою землю, земное свое Отечество. Если главные врата столиц и больших городов – столиц удельных княжеств, посвящались Господу, как Златые Врата в Иерусалиме, куда согласно пророчеству должен был въехать Мессия, Христос Бог, то все надвратные церкви на Руси посвящались, как правило, Благовещению Пресвятой Богородице. Так в градостроительстве, в архитектуре утверждалась идея постоянного пребывания Матери Божией на Святой Руси и ожидания прихода Спасителя – Сына и Бога Её.

Посвящая храмы имени Богоматери, Русь посвящала Ей и особенные торжества или праздники. К ним, прежде всего, должно отнести праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Известно, например, что в самой Греции такого праздника не существует, да и ни в одной другой христианской стране он так не празднуется, как у нас. Такого почитания праздника Покрова Пресвятой Богородицы не знала и не знает ни одно государство. Причины мы никогда не поймем, если не заглянем вглубь истории нашего отечества.

Благодаря исследованиям ученых по вопросам истории Русской Церкви и истории России, мы знаем, что согласно последней найденной греческой хронике, 18-го июня 860 года наши предки под командованием князей Аскольда и Дира предприняли поход на Константинополь, «но, – говорится в источнике, – по молитвам Всепетой Богородицы… русы силой были побеждены и улетучились…», чтобы через год просить императора и Патриарха Фотия «крестить в греческую веру» Русь. Такой необычайный поворот событий был возможен только благодаря тому великому Чуду Силы Божией, великой силе молитв христианских, с которыми жители города во главе с патриархом и спешно прибывшим с театра военных действий на востоке императором Михаилом, обращались к своей Небесной Заступнице. Патриарх, император, весь народ, собрались в ту ночь во Влахернской церкви, где и произошло Чудо явления Божьей Матери, простирающей к Сыну Своему руки и молящуюся о спасении народа, который Она покрыла честным Своим Покровом, «Юже и предивный Андрей виде на воздусе, честным Своим Покровом люди покрывающую»…Святой Андрей со страхом и трепетом созерцал это Божественное видение и спросил стоящего рядом своего ученика, блаженного Епифания: «Видишь ли брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?» Ученик отвечал: «Вижу и ужасаюсь».

Длинная процессия молящихся, пройдя сначала по городским стенам с пением молитв, от которых земляные насыпи, приготовленные для штурма города, на глазах у потрясенных предков наших осыпались, – направилась безбоязненно к морскому заливу, воды которого подступали к городским стенам, и совершили торжественное положение ризы (погружение её) в воду. Тут же разыгравшаяся буря на море разметала корабли русов. Патриарх Фотий в своей проповеди народу Царьградскому сообщает, что «русов постиг гнев Божий».

События, последовавшие за этим чудом, столь стремительно изменяли историческую обстановку вокруг православного царства Византии, что позволило патриарху Фотию уже через 5 лет после описанных событий, в своем окружном послании сказать следующее: «…Многократно прославленные и в жестокости, и в скверноубийстве всех оставляющие за собой так называемые русы,… даже и они променяли эллинское (языческое) и нечестивое учение, которое содержали прежде, на чистую и неподдельную христианскую веру, с любовью поставив себя в чине подданных и друзей наших, вместо ограбления нас и великой против нас дерзости, которую имели незадолго перед тем. И до такой степени разгорелись у них желание и ревность веры, что приняли епископа и пастыря и лобызают верования христиан с великим усердием и ревностью».

А как чудо Покрова повлияло на дальнейшую историю Руси, нам известно из нашей истории, хотя и при наличии существенной неточности в хронологии событий. Известно о том, как «пришло от русов в царствующий град посольство, просившее сделать их участниками Божественного крещения; о том, что «народ россов, воинственный и безбожнейший, император щедрыми подарками золота, серебра и шелковых одежд привлек к переговорам и, заключив с ними мирный договор, убедил их сделаться участниками Божественного крещения и устроил так, что приняли епископа»; о том, что крестившиеся Аскольд и Дир и дружина их в церкви Илии Пророка в Царьграде, построили у себя в Киеве такую же, освятив её в честь пророка Божия Илии (Илии-на-Подоле); о том, что раз попавшееся в каталог греческих миссионерских завоеваний имя «митрополии русской», поставленной в порядковой последовательности на 61-е место, уже с тех пор (с 861 – Так, неточно внесенный в текст Киевского Летописного свода 862-й год, как год якобы основания русского государства, скорее оправдывается памятью духовенства и первых русских христиан ο том, что в этом году начала свою историю первая русская епископия, a не династия и не государство. Так высоко предлагает поднять планку события церковный историк А. Карташев.

Как венцом пресветлым, приоделась Твоим Покровом Церковь Божия, приоделась и светится, радуясь, и тайно ликует и вопиет Тебе, Владычице: «Радуйся, одеяние честное и венче Божия славы; радуйся, Едина славы совершение и вечное веселие; радуйся, к Тебе притекающим пристанище и избавление, и спасение наше». Святая Церковь празднует это видение как великое радостное откровение о Светлом Покрове над миром, о великой любви Богоматери, чье материнское предстательство перед престолом Господним есть благодатная лествица, соединившая небо и землю. Сам мир плачет о себе Ее слезами…