Новости Татарстанской митрополии
Рассказ графа Михаила Толстого, опубликованный в «Известиях по Казанской епархии» в 1884 году
При современном, очень разнообразном взгляде многих на явления спиритизма и на причины этих явлений, мне кажется, говорит гр. Толстой, необходимо обращать внимание на опыты, которые нередко сами себя объясняют.
Сообщу читателям два опыта: в первом из них я был участником, а во втором — только зрителем.
В 1854 году, в доме покойной тещи моей княгини А.П. Волконской, я часто забавлялся, вместе с зятем моим, А.К. Грязевым, опытами спиритизма, не подозревая в них никакой темной и враждебной силы. Орудием служила для нас тарелка с приклеенным к ней карандашом и подложенным под нее листом бумаги. Мы клали руки на тарелку и она чрез несколько времени начинала двигаться и карандаш писал ответы на вопросы, иногда нам самим неизвестные, но задуманные другими лицами. Так, например, однажды наши жены (они были родные сестры) придумали тайно от нас вопрос: «Кто из нас больше любит свою жену?» Тарелка написала: «Мишель», т.е. мое имя. На этот раз она сказала правду.
Но после многих подобных, по-видимому, невинных опытов, вышел, наконец, случай, который образумил нас и указал на истинную причину необъяснимых явлений. Однажды вечером мы сидели в том же доме. Накануне теща моя с младшей тогда дочерью, еще девицею, была где-то на бале. Стали искать бриллиантовые серьги, которые накануне надевала молодая княжна, но нигде не могли найти их. Нам предложили в виде шутки погадать о них на тарелке. Вышел следующий довольно длинный ряд вопросов и ответов.
Вопрос: «куда девались серьги»? Ответ: «украдены». Вопрос: «кто украл»? Ответ: «Дуняша». Нужно заметить, что в числе прислуги было несколько женщин с именем Авдотьи; одну из них, няню детей Грязевых, всегда звали по отчеству Савельевной и почти не помнили имени, данного ей при крещении. Мы продолжали опыт.
Вопрос: «какая Дуняша»? Ответ: «Савельевна». Вопрос: «куда спрятала»? Ответ: «отдала племяннику».
Все знали старуху няню за честную женщину, но из любопытства узнали, что часа за два перед тем приходил к ней мальчик, племянник, пробыл недолго и ушел в большом смущении. Невольно возбудилось подозрение против Савельевны.
Между тем воротилась домой уезжавшая на целый день старшая сестра жены моей А.П. Грязева. «О чем вы тут хлопочите, чего ищете?» — спросила она. Мы рассказали ей историю о серьгах. «Они у меня в шкатулке», — сказала она, засмеявшись. — «Я увидала их по утру на столе и нарочно заперла, чтобы не пропали».
Действительно серьги оказались в шкатулке. Мы все были поражены искусно сплетенною клеветой, в которой не забыт и мальчик, поспешивший уйти от строгого выговора тетки за какую-то шалость. С того дня такая забава нам опротивела, и мы ее бросили.
Другой опыт случился прошедшей зимой в Петербурге, в квартире зятя моего кн. В.Д. Голицына. Там собиралось несколько молодых людей, приятелей хозяина которые занимались спиритизмом. Ответы на вопросы получались чрез удары под столом, на котором лежали руки участников опыта.
Когда неведомый дух дал знать стуком о своем присутствии, ему предложили вопрос: кто ты? — «Я Иосиф Мудрый», — отвечал он. Когда ты умер? — «В начале 1516 года», — Что ты нам скажешь?— «Любите Бога и святых Его».
Те, которым дух давал эти ответы, ничего не знали об Иосифе Мудром. Спросили меня, я припомнил, что некоторые из учеников преподобного Иосифа Волоколамского называли его Иосифом Мудрым, и что указанный год близок ко времени его кончины. Навели справку и оказалось, что преставление преподобного Иосифа означено в святцах под 9 сентября 1515 года. Разница в годе могла зависеть или от ошибки считавших, или от счета с новолетия с 1 сентября. Видимо, что говоривший с нами дух хотел выдать себя за богоугодного праведника, много потрудившегося в защите православной веры против ересей.
Но как узнать, правду ли он говорит или обманывает? Апостол Иоанн подает нам верный способ для распознавания духов; он говорит; «не всякому духу верьте, но испытывайте духов; от Бога ли они, потому что много лжепророков, появилось в мире. Духа Божия узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога. А всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти; не есть от Бога, но это дух Антихриста». (1Ин. 4, 1—3). Основываясь на этих священных словах, я попросил вступивших в общение с духом, спросить его, исповедует ли он Сына Божия, во плоти пришедшего? Этот вопрос остался без ответа, а когда повторили его, тяжелый ореховый стол с треском двинулся почти на аршин вперед.
Что можем мы заключить из этих двух опытов? В первом из них дух прибегает к клевете, чтобы подвергнуть подозрению невинную женщину. А мы знаем, что клевета и вообще всякая ложь истекает от отца лжи, т. е. диавола.
Во втором опыте действие враждебной силы еще заметнее: здесь вызванный дух принимает на себя мнимый образ угодника Божия, подает душеполезный совет, но с тем вместе не хочет исповедовать Иисуса Христа, пришедшего во плоти.
После такого разительного опыта, занятия спиритизмом в доме зятя моего прекратились, а я решился сообщить читателям, как этот случай, так и бывший прежде со мной. При этом я нарочно назвал полным именем несколько лиц, которые живы и могут засвидетельствовать правду моих слов.
Справка об авторе
Граф Михаил Владимирович Толстой (23 мая (4 июня) 1812, Москва — 23 января (4 февраля) 1896, Сергиев Посад) — русский историк церкви и специалист по агиографии из рода Толстых, действительный статский советник.