Новости Татарстанской митрополии

Адрес сайта Татарстанской митрополии - www.tatmitropolia.ru 

 

16 Февраля 2012

с февраля по сентябрь 2011 года синодальный отдел религиозного образования и катехизации во взаимодействии с комиссией межсоборного присутствия по вопросам организации церковной миссии разработал проект «о религиозно-образовательном и катехизическом служении в русской православной церкви».

в октябре 2011 года члены редакционной комиссии межсоборного присутствия рассмотрели этот документ, который, по благословению святейшего патриарха московского и всея руси кирилла, публикуется с целью проведения общественной дискуссии. на официальном сайте межсоборного присутствия, портале богослов.ru и в официальном блоге межсоборного присутствия всем желающие могут оставлять свои комментарии.

***

христианская вера основана на божественном откровении, носителями и провозвестниками которого являются пророки и апостолы. на протяжении всей истории человечества бог многократно и многообразно (евр. 1:1) обращается к людям со своим словом, чтобы привести их к познанию истины и наставить на путь спасения.

одно из наиболее часто встречающихся в евангелии обращений ко христу спасителю, явившему нам полноту божественного откровения — учитель. он возвещал приближение царства божьего и учил народ как словами, так и делами, подавая личный пример послушания небесному отцу и жертвенного служения людям.

своим ученикам и апостолам спаситель заповедал продолжать его учительное служение: идите, научите все народы, крестя их во имя отца и сына и святаго духа, уча их соблюдать всё, что я повелел вам (мф. 28:19-20). принявшие крещение в день пятидесятницы члены иерусалимской церкви постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и молитвах (деян. 2:42). научение в вере органически связано с общинной, литургической и молитвенной жизнью церкви, раскрывая ее смысл и исполняясь в ней.

в центре этого научения — слово божие, которое живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого (евр. 4:12). а потому, как свидетельствует апостол павел, и слово моё, и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе божией (1 кор. 2:4-5). церковное учительство принципиально шире и глубже интеллектуального процесса передачи и усвоения знаний и информации. средоточием и смыслом церковного просвещения является благодатное преображение всего естества человека в общении с богом и его церковью.

практика духовного назидания, восходящая к апостольскому времени, отражена в канонических постановлениях вселенских и поместных соборов, а также в творениях святых отцов и древних христианских авторов, литургико-канонических памятниках и церковном богослужении:

  • 46 правило лаодикийского собора постановляет: «крещаемым должно изучати веру».
  • 78 правило vi вселенского собора подтверждает это постановление и придаёт ему общецерковный характер: «готовящимся ко крещению надлежит обучатися вере».
  • 47 правило лаодикийского собора говорит о необходимости катехизации тех, кто не был научен вере до крещения: «в болезни приявшим крещение, и потом получившим здравие, подобает изучати веру и познавати, яко божественнаго дара сподобилися».
  • 7 правило ii вселенского собора предписывает также оглашать «присоединяющихся к православию и части спасаемых из еретиков», определяя при этом и образ их оглашения: «и заставляем пребывати в церкви, и слушати писания, и тогда уже крещаем их».

о том же говорил и святитель василий великий: «вера и крещение — суть два способа спасения, между собою сродные и нераздельные. ибо вера совершается крещением, а крещение основополагается верою» («о святом духе», глава 12).

просветительское служение церкви, основанное на учительстве, включает в себя катехизацию и религиозное образование.

катехизация — это содействие уверовавшему в бога человеку в сознательном и ответственном вхождении в жизнь церкви.

религиозное образование — это наставление православного христианина в истинах веры и нравственных нормах христианства, приобщение его к священному писанию как божественному откровению, к литургической жизни церкви, к святоотеческому молитвенному и аскетическому опыту.

настоящий документ, основываясь на священном писании, постановлениях вселенских и поместных соборов и святоотеческих подходах к оглашению, определяет основные направления, формы и содержание просветительского служения русской православной церкви.

i. организация просветительского служения церкви

просветительское служение в русской православной церкви осуществляется на общецерковном, епархиальном, благочинническом и приходском уровнях.

i.1. просветительская работа на общецерковном уровне

на общецерковном уровне катехизическую и религиозно-образовательную работу возглавляет синодальный отдел религиозного образования и катехизации русской православной церкви (далее синодальный отдел). синодальный отдел является координационным органом по отношению к аналогичным учреждениям, действующим в самоуправляемых церквах, экзархатах, митрополичьих округах и епархиях, и как таковой имеет право обращаться в пределах своей компетенции к епархиальным архиереям и руководителям других канонических подразделений, направлять им свои нормативные документы и запрашивать соответствующую информацию.

синодальный отдел:

  1. вносит для рассмотрения священноначалием проекты нормативных документов, регламентирующих образовательную и катехизическую деятельность русской православной церкви;
  2. обращается к епархиальным архиереям и руководителям профильных структурных подразделений епархий, направляет им свои нормативные документы и методические материалы, запрашивает соответствующую информацию;
  3. осуществляет взаимодействие с другими синодальными структурами по вопросам организации и координации образовательной и катехизической деятельности;
  4. контролирует функционирование системы подготовки кадров для ведения образовательной и катехизической деятельности;
  5. контролирует состояние образовательной и катехизической деятельности на общецерковном и епархиальном уровнях;
  6. осуществляет информационное сопровождение образовательной и катехизической деятельности;
  7. проводит экспертизу учебной, катехизической, научно-педагогической, методической литературы и аудио-видео материалов для использования в русской православной церкви;
  8. организует и проводит образовательные конференции, чтения, конкурсы.

i.2. просветительская работа на епархиальном уровне

общее руководство епархиальными подразделениями, действующими в области катехизической и религиозно-образовательной деятельности, осуществляет правящий архиерей. для организации соответствующей работы в епархии действует профильный епархиальный отдел (или профильный ответственный епархиальный сотрудник), который в своей работе руководствуется общецерковными нормативными документами, указаниями правящего архиерея, рекомендациями синодального отдела религиозного образования и катехизации. зарплаты сотрудников, организационные расходы, программы и мероприятия профильного епархиального отдела оплачиваются из бюджета епархии и привлеченных средств.

осуществляя организационную и методическую деятельность в области катехизации и религиозного образования, профильный епархиальный отдел (ответственный епархиальный сотрудник):

  1. определяет методологию и формы проведения огласительных бесед и бесед перед таинством венчания;
  2. курирует работу действующих и инициирует создание новых духовно-просветительских центров, катехизических курсов, воскресных школ для детей и взрослых, координирует реализацию иных форм духовно-просветительской деятельности;
  3. курирует, координирует, контролирует деятельность православных образовательных учреждений (детских садов, общеобразовательных школ, гимназий, лицеев);
  4. проводит конференции, съезды, семинары образовательной и катехизической тематики;
  5. осуществляет методическую поддержку реализации всех форм и направлений образовательной и катехизической деятельности в епархии;
  6. взаимодействует с органами государственного управления, образовательными учреждениями, средствами массовой информации и общественностью в пределах сферы ответственности;
  7. проводит анализ отчетов по образованию и катехизации из благочиний и предоставляет утвержденный епархиальным архиереем сводный отчет в синодальный отдел религиозного образования и катехизации;
  8. организует подготовку, переподготовку, повышение квалификации кадров для ведения образовательной и катехизической деятельности, а также проводит их аттестацию.

в соответствии с пунктом 18 определения архиерейского собора русской православной церкви (2-4 февраля 2011 года) «о вопросах внутренней жизни и внешней деятельности русской православной церкви», в епархиях может создаваться профильная коллегия. коллегия, являясь совещательным органом, формируется и осуществляет свою деятельность в соответствии с типовым положением, принимаемым священным синодом.

i.3. просветительская работа на благочинническом уровне

на уровне благочиния общая организация, координация и контроль катехизической и религиозно-образовательной работы ведутся под руководством благочинного. непосредственное осуществление этой работы должно быть возложено на штатного сотрудника, ответственного за катехизическую и образовательную работу в благочинии. ответственный за катехизическую и образовательную работу в благочинии назначается на должность и освобождается от должности епархиальным архиереем по представлению благочинного, согласованному с председателем профильного отдела епархии. ответственный за катехизическую и образовательную работу в благочинии зачисляется в штат одного из приходов благочиния с окладом согласно штатному расписанию. ответственный за катехизическую и образовательную работу в благочинии подчиняется благочинному и согласовывает свою деятельность с председателем профильного епархиального отдела (профильным ответственным епархиальным сотрудником). благочинный имеет попечение о привлечении средств для проведения профильных программ и мероприятий в благочинии.

ответственный за катехизическую и образовательную работу в благочинии:

  1. осуществляет взаимодействие с епархиальным отделом, участвует в работе коллегии при нем, в благочиннических и епархиальных мероприятиях в области образования и катехизации;
  2. осуществляет регулярное взаимодействие с приходскими катехизаторами, директорами воскресных школ и координирует их деятельность;
  3. осуществляет регулярное взаимодействие с директорами православных образовательных учреждений, участвует в представлении их интересов перед государственными и муниципальными органами;
  4. помогает настоятелям приходов, в штат которых не входит приходской катехизатор, в организации и осуществлении катехизической деятельности по направлениям, указанным в п. i.4;
  5. организует мероприятия в области образования и катехизации в масштабе благочиния;
  6. проводит анализ приходских отчетов по катехизации и деятельности воскресных школ;
  7. составляет годовой план работы и годовой отчет о деятельности по соответствующей форме, согласовывает с профильным епархиальным отделом (ответственным епархиальным сотрудником) и утверждает у благочинного.

помощник благочинного регулярно повышает квалификацию на епархиальных или общецерковных курсах повышения квалификации.

i.4. просветительская работа на приходском уровне

на приходском уровне общая организация, координация и контроль катехизической и религиозно-образовательной работы находятся в компетенции настоятеля. непосредственное осуществление этой работы должно быть возложено на штатного приходского катехизатора, в тех приходах, где есть возможность создать такую штатную единицу. решение о возможности или невозможности принимает приходской совет во главе с настоятелем по согласованию с благочинным и профильным епархиальным отделом (ответственным епархиальным сотрудником).

деятельность воскресной школы для детей по благословению настоятеля организует директор воскресной школы.

по благословению настоятеля прихода осуществлять катехизическую деятельность могут клирики прихода, студенты и выпускники духовных школ и профильных учебных заведений, а также миряне, получившие соответствующее образование и квалификацию катехизатора. при этом, деятельность мирян в области катехизации не должна подменять собой пастырское служение клирика и его духовное руководство.

приходской катехизатор и директор воскресной школы назначаются на должность и освобождаются от должности настоятелем, зачисляются в штат прихода с окладом согласно штатному расписанию, подчиняются настоятелю и согласовывают свою деятельность с председателем профильного епархиального отдела (профильным ответственным епархиальным сотрудником) и с ответственным за катехизическую и религиозно-образовательную работу в благочинии.

соответствующие программы и мероприятия прихода оплачиваются из средств прихода и привлеченных средств.

приходской катехизатор организует и/или самостоятельно проводит:

  1. огласительные беседы со взрослыми, детьми сознательного возраста, а также с родителями и восприемниками малолетних детей, дифференцированно выбирая содержание и продолжительность курса оглашения;
  2. беседы с лицами, желающими вступить в брак;
  3. занятия в воскресной школе для взрослых с целью расширения знаний прихожан и сотрудников прихода по основам православного вероучения;
  4. библейские (евангельские) беседы, беседы по вопросам богослужения;
  5. работу службы приходского консультирования по основам православного вероучения, церковной жизни, православной этики и правилам поведения в храме;
  6. духовно-просветительскую работу во время паломнических поездок, организованных приходом;
  7. разработку и распространение катехизических листков к православным праздникам, воскресным дням, дням поминовения усопших, историческим храмовым датам.

приходской катехизатор:

  1. осуществляет регулярное взаимодействие с помощником благочинного по катехизации и профильным епархиальным отделом (ответственным епархиальным сотрудником);
  2. по благословению настоятеля участвует в благочиннических и епархиальных мероприятиях катехизической направленности;
  3. составляет годовой план работы и годовой отчет о деятельности, утверждает их у настоятеля и предоставляет помощнику благочинного по катехизации;
  4. регулярно повышает квалификацию, в частности на епархиальных курсах повышения квалификации.

ii. направления, формы и содержание просветительского служения церкви

ii.1. оглашение

оглашение должны проходить все взрослые и дети старше 12 лет, желающие принять таинство крещения. недопустимо совершения таинства крещения над людьми, не желающими готовиться к участию в таинстве.

необходимыми условиями для совершения таинства крещения являются православная вера (мк. 16:16) и покаяние (деян. 2:38) желающих креститься.

вера оглашаемых должна выражаться в исповедании ими иисуса христа истинным богом и спасителем, в твёрдом намерении жить согласно учению церкви и слова божьего, в исповедании символа веры. таинство крещения не может быть совершено над человеком, отрицающим основополагающие истины православной веры и христианской нравственности. к участию в таинстве крещения не могут быть допущены люди, желающие креститься по суеверным причинам.

в таком случае рекомендуется отложить совершение таинства крещения до времени осознания человеком подлинного смысла этого таинства.

конечной целью оглашения является воцерковление — вхождение новопросвещенного в церковь как тело христово (1 кор. 12:27) и народ святой (1 пет. 2:9).

в каждом конкретном случае продолжительность и объем оглашения должны определяться священнослужителем или мирянином-катехизатором с любовью и рассудительностью.

оглашение должно, по возможности, включать в себя изучение символы веры, избранных мест священного писания, основ христианской нравственности, включая представление о грехах и добродетелях, введение в литургическую жизнь церкви.

при отсутствии возможностей или условий для продолжительного оглашения должны соблюдаться следующие требования обязательного минимального оглашения:

  • необходимо провести не менее двух огласительных бесед об основных понятиях христианской нравственности, православного вероучения и церковной жизни. на первой беседе особое внимание должно быть уделено выяснению мотивов обращения человека к церкви с просьбой о крещении, помощи ему в осознании христианского смысла таинства, ответам на вопросы и первоначальному наставлению в вере. на второй беседе оглашаемым должно быть преподано общее наставление в христианской вере и жизни посредством толкования символа веры и основных библейских заповедей. катехизатор должен акцентировать внимание оглашаемого на необходимости изменить свою жизнь в соответствии с евангелием христовым, а также удостовериться в правильности усвоения им основных истин православного вероучения о боге, мире и человеке.
  • после второй огласительной беседы либо непосредственно перед совершением таинства крещения священник должен провести покаянно-исповедальную беседу, целью которой является осознание и исповедание крещаемым своих грехов и утверждение в благом намерении отказаться от них и начать новую жизнь в послушании богу и его церкви.

в случае совершения крещения над больными людьми или в условиях опасности для жизни оглашение должно быть совершено после крещения при первой возможности.

при совершении таинства крещения над младенцами и детьми до 12 лет необходимо помнить, что крещение детей совершается в церкви по вере их родителей и восприемников. в этом случае минимальную огласительную подготовку должны пройти как родители, так и восприемники, кроме тех случаев, когда они регулярно участвуют в церковных таинствах. огласительные беседы с родителями и восприемниками следует проводить заранее и отдельно от совершения таинства крещения. уместно призвать родителей и восприемников подготовиться к участию в крещении их детей личным участием в таинствах покаяния и евхаристии.

возвращению таинству крещения его исконного места в литургической жизни церкви способствует, в частности, торжественное совершение крещения, полным погружением, накануне пасхи, двунадесятых и великих праздников.

ii.2. духовное просвещение крещеных людей

неотъемлемой частью жизни прихода должны стать систематические духовно-просветительские беседы и занятия, которые могут проводиться в форме воскресной школы или в иных формах. более сложной и эффективной формой систематического духовного просвещения мирян являются богословские курсы, которые могут быть организованы на одном из крупных приходов и осуществлять свою деятельность в рамках города, благочиния или епархии.

в связи с этим одним из направлений развития катехизического служения на приходском, благочинническом и епархиальном уровне должно стать создание и обеспечение деятельности информационных ресурсов в интернет-пространстве, организация работы общедоступных библиотек и медиатек, издание и распространение духовно-просветительской литературы.

необходимо расширять практику изучения на приходах священного писания в форме библейских бесед и кружков. изучение и обсуждение библии в небольших группах под руководством священнослужителя или катехизатора-мирянина должно помогать прихожанам глубже понимать слово божие и руководствоваться им в своей жизни, а также содействовать возрождению и развитию церковно-приходских общин. следует также проводить для прихожан внебогослужебные беседы, посвященные изучению таинств и обрядов православной церкви.

в больших приходах рекомендуется создавать консультативные службы по вопросам православной веры и церковной жизни, привлекая для этого служения как клириков храма, так и духовно просвещенных мирян. современный опыт церковно-приходской жизни свидетельствует об эффективности индивидуальных просветительских бесед с заходящими в храм невоцерковленными людьми. особого попечения требуют люди, которые пришли в храм из-за случившегося горя. в храмах рекомендуется размещать стенды с духовно-просветительской информацией, издавать и распространять общедоступные миссионерские, катехизические и духовно-просветительские материалы.

предметом особого пастырского попечения настоятелей приходов должно стать повышение уровня церковной грамотности сотрудников храма, а также забота об их духовно-нравственном совершенствовании. рекомендуется организовывать для них соответствующие специфике их служения духовно-просветительские беседы, поощрять их к получению церковного образования, контролировать их отношение к прихожанам.

одной из важных форм современной церковной жизни являются паломнические поездки. настоятелям приходов, сотрудникам паломнических служб и ответственным мирянам следует помнить, что экскурсионно-паломническая деятельность имеет большой духовно-просветительский потенциал, который необходимо правильно использовать для проповеди слова божия и наставления паломников в православной вере.

основной формой православного духовно-нравственного воспитания и катехизации детей и подростков являются церковно-приходские (воскресные) школы.

деятельность церковно-приходских школ ориентирована на всестороннее воцерковление детей и юношества, на усвоение учащимися христианских нравственных норм и на активное включение их в церковную жизнь. для достижения этой цели наряду с учебным процессом необходимо уделять значительное внимание организации внеучебной деятельности церковно-приходских школ: паломнических поездок, летних лагерей, участия в крестных ходах, подготовки рождественских и пасхальных спектаклей, хорового пения и художественного творчества, участия детей и подростков в социальном служении прихода.

настоятель прихода должен иметь особое попечение о повышении уровня богословских и педагогических знаний преподавателей, воспитателей и руководителей церковно-приходских школ.

современный кризис семьи и традиционных семейных ценностей побуждает церковь уделять особое внимание подготовке верующих к таинству брака и духовно-просветительской работе с семьей.

по причине невоцерковленности большинства вступающих в церковный брак представляется необходимым установить перед таинством брака обязательные подготовительные беседы, во время которых священнослужитель или катехизатор-мирянин должен разъяснить вступающим в брак важность и ответственность предпринимаемого ими шага, раскрыть христианское понимание любви между мужчиной и женщиной, объяснить смысл и значение семейной жизни в свете священного писания и православного учения о спасении.

церковное попечение о семье должно заключаться в подготовке молодежи к вступлению в брак и духовной поддержке семьи после ее создания.

большое значение имеет размещение и распространение духовно-просветительской информации в родильных домах и женских консультациях, проведение катехизических бесед о христианском понимании любви и брака со старшеклассниками общеобразовательных школ и студентами средне-специальных и высших учебных заведений. важным направлением развития духовно-просветительской деятельности церкви является создание и организация работы различных форм православных консультаций по вопросам семьи и брака.

* * *

православная церковь обладает богатым и разнообразным опытом просветительской деятельности, основанной на священном писании и святоотеческой традиции. современный мир, переживающий состояние духовно-нравственного кризиса, остро нуждается в живом христианском свидетельстве о церкви, которая совершает разумное служение (рим. 12:1) богу и учит всякого человека поклоняться ему в духе и истине (ин. 4:24). жизнь настойчиво требует актуализации накопленного в веках благодатного опыта просветительского служения и его творческого использования в наше время. иисус христос вчера и сегодня и во веки тот же (евр. 13:8), он есть путь и истина и жизнь (ин. 14:6) для людей всех времён, культур и народов. и сегодня, как прежде, господь призывает свою церковь ревностно совершать служение слова (деян. 6:4), чтобы помочь современному человеку найти путь к богу, познать истину и обрести вечную жизнь в царстве божием.