Новости Татарстанской митрополии
Как с христианской точки зрения оценить учение о судьбе? Как понять то, что мы называем промыслом Божиим? Есть ли эта судьба, действительно ли в жизни каждого человека совершается то, отчего он никуда не денется? Или у человека всегда имеется право выбора.
Не стоит путать предвидение и предопределение. Даже мы иногда можем предвидеть некоторые события в жизни человека, который попадет в ту или иною ситуацию. Например, мы знаем: «Пойдет он, напьется! » Тем более может предвидеть Господь Бог.
Есть предвидение о том, как поведет себя человек в том или ином случае, а есть предопределение, которое означает ничто иное, как его закон поведения от которого никуда он не уйдет. Куда ты ни беги, ты попадешь сюда. Учение о предопределение связано с ложным пониманием свободы человека. Протестантизм решительно отвергает одно из положений Православного учения, которое является сердцевиной и выражается греческим словом «Синергия», (дословно переводится как соработничество, совместное участие в деле спасения человека и Бога). Ни Бог не может спасти человека без человека, не человек не может спастись без Бога. Требуется согласованность двух воль. От человека, от его произволения очень во многом зависит не только спасение, но и его земная жизнь. Мы же видим, как человек может испортить себе жизнь. Человек в этом смысле богоподобен, он может от себя совершать то или иное действие. Даже наша земная жизнь со всеми ее радостями и треволнениями очень во многом обусловлена нашим личным произволением. Во многом, но не во всем. Не во всем потому, что мы все рождаемся с различными способностями. Человек хотел быть музыкантом, а ему «медведь на ухо взял и наступил». Кроме того, человек обладает и личными духовными способностями, но главное — это его воля и произволение. Своей волей он может принести себе множество скорбей и своей же волей он может избавить себя от многих страданий.
Когда упала Силоамская башня и погибло несколько людей, Господь сказал: «Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете». (Лк. 13:14) Это не просто случай, а принцип жизни, в котором человеческая воля является важнейшей причиной. В другой раз Господь говорил: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Мф. 23: 37).
Все ситуации, в которые попадает человек, обуславливаются не каким-то предопределением, а человеческой волей и сознанием. Не предавая значения, что мы делаем в своих мыслях, мы искривляем свой путь и уходим с прямой дороги в канавы, болота, рвы и так далее. Человек может внешне быть хорошим человек, а изнутри полностью сгнить. Судьба во многом определяется нашим внутренним миром. Недаром святитель Игнатий Брянчанинов мысль называл рулем, который поворачивает весь корабль в ту или другую сторону. Своей мыслью мы можем решительно менять свою жизнь, свою судьбу. Не думайте, что допуская в своей душе грязные тщеславные, горделивые мысли, что это так, подумал и прошло. Нет, каждым этим актом мы наносим душе определенную рану, которая неизвестно куда приведет, к каким другим вещам. Мы сами себе создаем все предпосылки для нашей внешней жизни. А потом удивляемся «А что это такое, почему это случилось?». Итак, основное положение христианской веры таково, что свою судьбу, свою жизнь в значительной степени, большей, определяем мы сами своей духовной направленностью. Человек — это свободная личность, а не игрушка.
Итак, свою судьбу мы по сути определяем сами. Даже при одинаковых внешних обстоятельствах, в которых мы можем оказаться, человек он может себя чувствовать очень различно при правильном отношении человека к себе. Даже трудные житейские обстоятельства, человек может переживать легко. А промысел Божий, это такое действие Божие, которое создает условие нашей жизни, адекватно соответствующее нашему духовному состоянию и имеющее своей целью помочь человеку осознать себя с точки зрения добра и зла и сделать соответствующие выводы. Промысел Божий не ставит нас насильно в условия, когда мы вынуждены что-то признать, нет, он ставит нас в оптимальные, лучшие условия, в которых мы можем познать себя, увидеть себя, оценить себя и сделать выбор.
Обратите внимания, что люди, когда с ними что-то происходит, начинают искать причину скорбей в других людях: кто меня подставил, кто оклеветал, кто испортил? Христианство призывает: «Человек, обратись к себе!». Все, что происходит с нами, есть не что иное, как Голос Божий, как Перстъ Божий, призывающий нас: «Посмотри на себя, что ты делаешь, как ты живешь, обрати внимание. Посмотри трезво и сделай выбор. Продолжишь или покаешься?». Вот что такое промысел Божий. Отсюда очень важный для нас, друзья, вывод: «Каждый человек в любой момент времени находится в наилучших условия с точки зрения спасения». И «наилучшесть» эта состоит в том, что промыслом Божией любая ситуация, обусловленная нашей волей и нашей свободой, ставит нас опять перед добром и злом.