Новости Марийской митрополии

Преполовение Пятидесятницы

Адрес сайта Марийской митрополии - www.mari-mitropolia.ru

 

Источник информации: Йошкар-Олинская епархия
9 Мая 2020

На 25-й день после Светлого Христова Воскресения Церковь отмечает Преполовение Пятидесятницы – малый господский праздник, приходящийся в этом году на 13 мая.

Это один их древнейших христианских праздников, установление которого относится ко временам Иоанна Златоуста (конец IV века). Преполовение празднуется 8 дней, начиная от 4-й среды по Пасхе и заканчивая средой 5-й седмицы. Богослужение пятого пасхального воскресенья (Неделя о самаряныне) совмещается со службой попразднества Преполовения. Предпразднства этот праздник не имеет.

Вплоть до занятия Константинополя турками в 1453 году праздник Преполовения был одним из праздников Собора святой Софии – бывшего патриаршего православного собора Царьграда, некогда самого большого христианского храма в мире.

На иконе «Преполовение» изображается 12-летний отрок Иисус, поучающий старцев в Иерусалимском храме. Спаситель возвышается над ними на величественном престоле, символизируя, что Новый Завет приходит на смену Ветхому. 

Гимнографические произведения, посвящённые Преполовению, датируются начиная с V века (Анатолий Константинопольский). Впоследствии песнопения к этому празднику пишут Андрей Критский (VII век), Иоанн Дамаскин (VIII век) и Феофан Исповедник (IX век) – их произведения используются в богослужении и по сей день. Православная энциклопедия упоминает в списке гимнографов Преполовения также Иоанна Дамаскина и Козьму Маюмского (Иерусалимского).

Стоя между днём Пасхи и днём Сошествия Святого Духа, праздник Преполовения служит связью между этими двумя великими христианскими торжествами. Продолжая чествовать Пасху, в Преполовение Церковь напоминает нам и о приближении Вознесения Господня, и о дне Сошествия Святого Духа.

В ознаменование Благодати Святого Духа, которую Спаситель уподобил «воде, подающей жизнь жаждущим спасения», Православная Церковь установила в праздник Преполовения традицию крестных ходов на водные источники для малого освящения воды. Молясь в день Преполовения «о напоении всех жаждущих спасения водами благочестия», Церковь совершает водосвятие – освящение воды на реках, озерах, в колодцах. В дореволюционной России жители деревень шли на поля, засеянные хлебом, где священник окроплял нивы освящённой водой, а крестьяне молились о ниспослании обильного урожая.