Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

«Нам навязывают чуждые модели образования»
15.03.2012

В настоящее время Россия переживает один из самых непростых исторических периодов. Главная опасность, подстерегающая наше общество сегодня, — не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности и мировоззренческой пустоте. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ? доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В современной России главным институтом духовно-нравственного воспитания является Церковь, но преодолеть упадок нравственности без мощной государственной поддержки на сегодняшний день нереально, — считает доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Курганского государственного университета, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации Анатолий Михащенко, с которым мы сегодня беседуем.

С проблемой духовно-нравственного воспитания Анатолий Лаврентьевич знаком не понаслышке. Перед тем, как прийти в ВУЗ он был учителем, завучем и директором сельской школы. Имеет опыт работы с разными, в том числе девиантными детьми.

— Проблема безнадзорности в нашем обществе стоит по-прежнему остро?

— Более чем. По данным генеральной прокуратуры сейчас в России свыше двух миллионов безнадзорных детей. Больше, чем после Гражданской и Великой Отечественной войн. Это зависит от многих факторов. Во-первых, экономического. Семьям трудно выживать в нынешних условиях, в стране стало много безработных, которых не было ранее в СССР. Цены неконтролируемо растут. Всем заправляют какие-то бессовестные ростовщики. Немалая часть населения не имеет материальной возможности, чтобы ребенка собрать в школу, одеть-обуть. В наше время появились дети, которые не умеют ни читать, ни писать, не говоря уж об их духовно-нравственном воспитании. Второй фактор, вытекающий из первого, предоставленность детей самим себе. Как правило, отцы заняты добыванием хлеба насущного, часто уезжают на заработки, чтобы прокормить семью, мать остается одна и тоже трудится в поте лица. В силу занятости обоих родителей семья перестала играть ключевую роль в воспитании. Школа тоже утратила воспитательный потенциал. Детей формирует окружающая среда с её потребительскими механизмами, интернет с его идеями разрушения личности.

Не случайно Православная Церковь бьет тревогу и звонит во все колокола, ведь без духовно-нравственного воспитания мы потеряем целое поколение. Поэтому так важен вопрос преподавания «Основ православной культуры» в школах, развитие православных школ и гимназий.

— Поначалу эта благая инициатива вызывала странное противодействие. Директора ряда школ настойчиво нацеливали родителей выбирать «Светскую этику», не одобряли, а порой и чинили препятствия ориентированным на преподавание «Основ православной культуры» учителям. Даже с единственной в области православной школой во имя святого благоверного князя Александра Невского не все гладко...

— У нас в Курганской области сложная ситуация с православными школами. В других городах есть уже и православные гимназии, и лицеи. Там на местном уровне все-таки оказывается поддержка, а не системное противодействие. В нашем регионе мотивировка одна: не хватает средств, в том числе и на православную школу.

Поэтому сейчас встала проблема, как сохранить тех ребятишек, что ходят в православную школу. Этим школярам необходима государственная поддержка.

— Я слышала, что Вы лично активно помогаете православной школе? (Анатолий Михащенко помимо того, что снабжает детей литературой, жертвует на развитие школы часть своей преподавательской зарплаты — прим. ред.)

— Активно, это уж как-то громко сказано. Помогаю чаще всего информационно. Недавно написал статью, как развивалось православие в школах нашего Зауралья, как оно стало возрождаться в 1990-х, 2000-х годах. Общаюсь с преподавателями и учениками школы, участвую в проведении торжеств, посвященных церковным праздникам. Дети к таким встречам тоже готовятся. В этом году на Рождество пригласили священнослужителей, гостей, родителей. Пили чай, общались, выступали (разыгрывали библейские эпизоды). Участвовали все: дети, преподаватели.

В школе есть дети, которых воспитывает одна мать. В обычной школе им было очень трудно. Они там существовали на уровне изгоев: не так одеты, не докормлены, и книжки не такие, и рюкзачок подешевле.

А в православной школе о них начали заботиться, помогли раскрыться, расцвести, окрепнуть. Преподаватели ведь там работают опытные, знают к детям подход.

— Помимо преподавательской деятельности, Вы пишите книги, учебники. Расскажите о своих трудах.

— На сегодняшний день написано 15 книг для ВУЗов, все они разошлись по библиотекам, включая президентскую. Среди них большая монография «Становление развития образования в российской провинции на примере Южного Зауралья», в которой я рассмотрел открытие первой школы при Далматовом монастыре и развитие образования в регионе до 1917 года. Историю изучал по архивным документам, в работу были включены интересные факты. К примеру, царь Федор Алексеевич и Петр I снабжали мужскую обитель литературой и бумагой, а преподобный Далмат Исетский способствовал развитию грамотности. Непосредственное отношение к образованию имели директора училищ Тобольской губернии П.П. Ершов, автор знаменитого «Конька-горбунка» и И.П. Менделеев, отец гениального химика, пять раз посещавший курганские училища. В 1905 году в Кургане открыли духовное училище с домовой церковью. Это было 3-х этажное кирпичное здание с центральным отоплением и электроосвещением. Теперь, после реконструкции, в нем администрация Курганской области и областная Дума.

В 2010 вышла «Гомология. Учение о браке и супружестве», которая получила губернаторскую премию, в 2011 году — «Семейная педагогика антология педагогической мысли». Сейчас заканчиваю книгу «Православие в истории Российского образования». Большая глава этой книги посвящена православной педагогике в нашем Зауралье, общеобразовательным школам, в том числе и воскресным. В книгу включены редкие архивные фотографии, приложение с хрестоматийным материалом, вопросы, задания.

— Вы практически ежегодно участвуете в Рождественских чтениях в Кургане. Как вы считаете, их польза очевидна?

— Да, конечно, потому что на Рождественских чтениях собираются люди заинтересованные. В основном преподаватели, в том числе из районов. Идет обмен опытом и программами. Каждый берет что-то для себя.

— Помимо обмена опытом обсуждаются ещё и проблемы. Как вы относитесь к реформам системы образования?

— Если рассуждать о состоянии образования в Российской Федерации, то можно много говорить. Лично я отношусь отрицательно к ЕГЭ, знаю, что многие педагоги так же недовольны. С появлением ЕГЭ дети разучились говорить и мыслить, только пытаются угадывать что-то на экзамене, да галочки ставить. Сейчас одно из нововведений, которое пытаются навязать в ВУЗе — это бакалавриат и магистратура. Оно тоже заимствовано на Западе. Причем там от данного института уже отходят, поскольку он показал свою несостоятельность. А в России зачем-то внедряют. К чему это делается непонятно, у нас достаточно своего опыта, который почему-то чиновники-реформаторы в упор не хотят видеть. Внедрение бакалавриата как всегда происходит «на авось» и доходит до смешного. Во-первых, кто такой бакалавр, как его будут принимать на работу, никто не знает и объяснить не может. Во — вторых, в Америке, когда существовал этот институт, в него вкладывались огромные средства, существовали строго определенные правила. Академическая группа обучающихся состояла из 8 человек, на четырех из которых приходился дополнительный педагог. А у нас как было 15-20 студентов на одного преподавателя, так и осталось. И денег на развитие бакалавриата и магистратуры российская реформа не предусматривает. То есть из данной системы США выдернули отдельное звено и решили, что это система. Серьезные нововведения так не делаются.

Огорчает и то, что упал престиж многих профессий. В университете мы не можем набрать студентов на специальности: «физика», «математика». Все поголовно стремятся в менеджеры, юристы.

Не производить, а перераспределять и потреблять хотят. Но в то же время, все эти менеджеры сейчас первые безработные, ими перенасыщен рынок. Теперь за душой нужно иметь 3-4 профессии, чтобы не остаться безработным, вот в чем проблема.

Самый больной вопрос — финансовый. К сожалению, у нас в стране все сейчас решает рубль. Народному образованию достаются самые крохи с барского стола. На благие предложения, как правило, ответ один — денег нет. А с другой стороны миллиарды текут за рубеж.

— Видите ли вы возможным как-то изменить ситуацию?

— Сейчас нужно вносить изменения в закон об образовании, а если взять выше, то и в Конституцию.

Все мы знаем, что по закону Церковь отделена от государства. Среди власть имущих много еще атеистов, которые, не признавая ни Церковь, ни Священное Писание, так и остаются при своих взглядах. В настоящее время, когда нравственность критически падает, Церковь не может оставаться в стороне от воспитания будущего поколения. Поэтому сейчас в качестве ключевого ставится вопрос о соработничестве, то есть тесном контакте Церкви и государства в решении общенациональных проблем. Только посредством такой интеграции возможно преодолеть духовно-нравственный кризис и решить многие другие проблемы, назревшие в обществе.

Лариса Фомина
Фото Леонида Архипова

< Предыдущая Следующая >
Яндекс.Метрика