Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Источник информации: Нижегородская епархия
Адрес новости: http://www.nne.ru/news.php?id=345343
2 июня 2012 года 8:53
Сайт Нижегородской епархии. Текст Дмитрия Романова.

. В этот день Церковь совершает поминовение «всех от Адама и до днесь усопших во благочестии и правой вере».

Из недельного круга суббота есть день, наиболее приличествующий воспоминанию усопших, так как слово суббота происходит от еврейского «шаббат», что в переводе означает «покой». Само название этого дня располагает к тому, чтобы просить у Господа упокоения душ наших усопших сродников.

Среди суббот всего годового круга выделяются две особые, предназначенные Церковью для общего поминовения православных христиан.

Эти субботы называются родительскими Вселенскими (всеобщими). Родительскими они названы потому, что слово «родители» по-старославянски означает «предки». Это субботы Мясопустная, совершаемая перед неделей Мясопустной, и Троицкая.

В эти дни Церковь молится особенно о тех усопших, которые в силу каких-либо исключительных обстоятельств своей смерти не удостоились надлежащего христианского погребения: о тех, кто были застигнуты внезапной смертью на чужбине, в море и горах, в пропастях, от мора и голода, на войне, в пожарах, от стужи, подверглись другим родам смерти, а также о бедных и немощных.

В нашем народе, к сожалению, держится предрассудок следующего характера: якобы в день Вселенской родительской субботы Церковь разрешает поминовение самоубийц. Это неверно. Основание своему заблуждению некоторые на ходят в тропаре 9-й песни канона: «От ядовитых угрызений умершия, от поглощения змиев, от попрания коней, и от удавления, и обешения от искренняго, верою Ти послужившия упокой». Выхватываются из контекста слова «от удавления и обешения (повешения)…», но полный перевод не оставляет никакого места двусмысленности: «Умерших от ядовитых укусов, от поглощения змей, затоптанных конями, задушенных и повешенных ближними, верно Тебе послуживших упокой». Очевидно, что здесь не идет никакой речи о самоубийцах.

Поминаем всех умерших христиан именно в субботу перед Пятидесятницей мы оттого, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют все: и живые, и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать Всесвятого и Всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится».