Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Сегодня, 12:18

Во второй декаде мая мы в полной мере испытали на себе, что такое «информационная война» и что такое скандал как информационная технология. В Краснодар приехал Марат Гельман. В результате на несколько дней наша епархия для ряда СМИ стала источником скандальной информации.

Впрочем, скандал как форма продвижения товара на рынке давно используется известным галеристом: так он привлекает публику на курируемые им выставки.

Что ж, для искусства быть товаром – не зазорно. Еще великий Пушкин говорил: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать». Но если начинает продаваться именно вдохновенье, тогда жди беды. Уже в самом слове заложена подсказка: как когда-то Господь «вдохнул в лице» Адама «дыхание жизни», после чего он и стал «душою живою» (а до этого был лишь неодушевленным телом), так и произведение искусства не может состояться, если оно не вдохновлено. Факт наличия вдохновения, в общем, не оспаривается ни одним художником. Но вот вопрос: каким духом он вдохновляется? И здесь выбор свободен и остается за самим творцом.

Христианское искусство всегда признавало границы для самовыражения. Эти границы устанавливались на Вселенских Соборах, часто в нелегких спорах. Но, в конечном счете, признавались всей Церковью, всем народом Божиим. Можно ли изображать зло? Да, можно, и тому примером – иконы Страшного Суда или святого Георгия, поражающего змея. Человек должен быть предупрежден о наличии зла в мире. Но нельзя зло смаковать, расписывать в подробностях. Потому что таким образом зло в мире умножается, захватывая себе новые территории в виде невинных душ, которые дотоле с ним не сталкивались, а теперь – познали, ибо, как говорят отцы VII Вселенского собора, «телесные чувства удобно вносят свои впечатления в душу».

Современное искусство границ не признает.

Но это полбеды. Беда, когда оно, вдохновляясь совсем иным духом, начинает доказывать нам, что наше представление о христианстве, об искусстве, и не только о современном искусстве, но и о нашем же, церковном, неверны, глубоко устарели, а вот они призваны открыть нам глаза и на искусство вообще, и на икону, и, заодно, на Церковь и на Бога.

Вот такая беда и пришла на Кубань вместе с четырьмя заявленными Маратом Гельманом выставками.

***

Еще 11 мая Екатеринодарская и Кубанская епархия выступила со следующим заявлением:
«В конце марта Кубань посетил директор Пермского музея современного искусства «PERMM» Марат Гельман. Для Кубани он предложил проект, аналогичный пермскому.

В связи с этим в епархиальное управление поступило и продолжает поступать множество устных и письменных обращений – и не только от казачества и духовенства, но и от представителей творческой интеллигенции, в первую очередь художников и галеристов, которые говорят об угрозе разрушения кубанской культурной среды.

Вопрос этот касается не только Екатеринодарской и Кубанской епархии и Краснодарского края, но имеет значение для Русской Православной Церкви в целом. Имя Марата Гельмана для современного Русского Православия является своего рода отрицательным отмером: не секрет, что именно он вдохновил глумление над священными символами Православия на так называемых выставках современного искусства; не постеснялся он на одной из выставок и обезьяны в военной форме с советскими и российскими медалями на груди; он же стал знаменем для защитников скандальной выходки в Храме Христа Спасителя. Одним словом, к сожалению, получается так: там, где Гельман, там зло, разрушение и растление души.

Екатеринодарская и Кубанская епархия считает духовно пагубным проведение выставок, которые Марат Гельман, по его утверждению, запланировал на 15 мая 2012 года. Это тем более важно, что проблема переросла масштабы региона, о чем свидетельствует открытое обращение в адрес губернатора Краснодарского края А.Н. Ткачева епископа Ставропольского и Невинномысского Кирилла, который является членом Высшего Церковного Совета, членом Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества, председателем Синодального Комитета по взаимодействию с казачеством. И тем более нам, кубанцам, нельзя допустить, чтобы в нашем казачьем православном крае появился стационарный музей Гельмана, где попрание и осквернение религии и культуры было бы возведено в норму жизни».

Обратим внимание на то, что призывов запретить выставки нет, есть предупреждение об их духовной пагубности. О возможности организации музея же сказано с оговоркой.

***

В этот же день, 11 мая, губернатор Краснодарского края Александр Николаевич Ткачев на официальном сайте администрации края прокомментировал ситуацию вокруг организации в Краснодаре выставки современного искусства по проекту Марата Гельмана.

«Я считаю, что право на жизнь имеют разные точки зрения, в том числе и в искусстве. Давно говорил, что такому городу как Краснодар нужны современные, актуальные выставки и авторы, имена. К творческим проектам Гельмана можно относиться по-разному, и мне тоже не все близко.

Однако мы договорились по принципиальным вещам – на его выставке не будет ничего, что могло бы оскорбить чувства верующих людей. Я, кстати, целиком и полностью эти чувства разделяю. Считаю, что тема вокруг выставки Гельмана излишне политизирована. Об этом, кстати, говорит и протоиерей Всеволод Чаплин. А искусство, как и спорт, должно быть вне политики. Подчеркиваю, что ни рубля из бюджета края на этот проект не выделяется.

При этом могу сказать, что у Гельмана, конечно, нет патента на современное искусство. И если, действительно, на его выставке будет представлено то, что идет в разрез с моральными ценностями, верой, нравственностью и законом, то мы не будем сотрудничать».

***

Но в СМИ, особенно в сетевых, уже раздувается будущий пожар. Интернет пестрит заголовками: «Две епархии попросили запретить выставки Гельмана в Краснодаре...», «РПЦ просит Ткачева запретить деятельность Гельмана на Кубани…» и т.п. Две епархии – потому что накануне, 10 мая, с призывом запретить выставки Марата Гельмана к губернатору Краснодарского края обратился епископ Ставропольский и Невинномысский Кирилл, являющийся членом Высшего Церковного Совета и Совета при Президенте РФ по делам казачества, который дал общую оценку ситуации вокруг выставок Марата Гельмана в России и призвал запретить его деятельность в целом, так как она приводит к разжиганию межрелигиозной и межнациональной розни.

Далее СМИ концентрируют внимание читателей всего лишь на одном из проектов – выставке «Icons». В общем, понятно, почему: в названии выставки есть слово из церковной лексики. И сознание читателей суживают, заостряют на той, которую можно связать с Церковью. При этом в тени остается выставка Владимира Дубоссарского и Александра Виноградова в музее имени Коваленко, которая в нравственно-эстетическом отношении значительно менее беспроблемна.

В епархиальном управлении понимают, что Церковь пытаются втянуть в скандал, и пытаются всеми силами избежать этого. Но сдают нервы у одного из священников. И пожар заполыхал.

Дальнейшее известно из СМИ, транслировалось по ТВ, видео протестной акции у выставочного зала многократно выкладывалось в Интернете.

К тому времени из-за многочисленных просьб прокомментировать выставку «Icons» епархиальной пресс-службой было подготовлено еще одно заявление под названием – «По плодам узнается дерево. По поводу выставки Марата Гельмана в Краснодаре».

«Марат Гельман неоднократно заявлял о том, что его выставки идут в русле диалога культуры с Церковью. На уровне нашей Екатеринодарской и Кубанской епархии ни официально, ни каким-то другим образом приглашения к диалогу мы не получали. В том числе и на выставку. Потому комментировать ее у нас пока нет возможности.

Почему же такая острая реакция у людей на выставки, предложенные Маратом Гельманом?
Совсем недавно Кубань встала на молитвенное стояние против выходки в Храме Христа Спасителя. В то же время Марат Гельман взял под защиту участниц акции. Мы вполне допускаем, что на выставке «Icons» нет кощунственных произведений, мы даже готовы обсуждать разницу в понимании трактовки иконы в Православии и у художников-участников выставки, но Марат Гельман выступил с так сказать «пакетным предложением», которое применяется у политтехнологов, каковым он и является. Приняв у себя одну выставку, мы тем самым открываем дорогу всему, что справедливо связано в общественном сознании с именем Гельмана: эпатаж, далекие от христианских нравственных норм произведения, вроде целующихся милиционеров, или оскорбительные для каждого православного верующего инсталляции с храмами-банками с куполами-клизмами. Одним словом, дерево познается по плодам его.

Выставка называется «Иконы» («Icons»). Наше мнение об иконе следующее. Для верующего человека икона – это не просто изображение, либо картина. Для него – это святыня. Перед иконой верующий человек молится, поверяет свои подчас самые сокровенные надежды и чаяния, с упованием на Божию помощь, иногда в самых страшных трагических жизненных ситуациях. Например, когда мать молится о здоровье своего дитя. К чудотворным иконам люди приезжают подчас за сотни километров.

Может быть, у организаторов выставки другое представление об иконе – свое. Но разве в диалоге это дает право к верующим людям, к их чувствам относится с пренебрежением или насмешкой?

Устроители выставки утверждают, что каждый художник может написать икону в принципе. Может быть, это и так, но иконописцы, создатели святых образов, которые в течение столетий передаются из поколение в поколение и особо почитаются, приступая к своей работе, получали благословение, соблюдали многодневный пост, усердно молились.

На Кубани много талантливых современных художников, в том числе и иконописцев. Некоторые из них когда-то начинали как художники авангардные, а сегодня усвоили язык традиции и используют его богатства и свой прежний опыт.

Недавно по благословению епархиального архиерея митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора прошла выставка современной иконописи в том же выставочном зале на Рашпилевской.

Мы совсем не против современного искусства. Считаем, что музей современного искусства, который стал бы диалоговой площадкой, нужен в Краснодаре. Но его основание не должно сопровождаться скандалами, пропагандой безнравственности, жесткими антицерковными заявлениями, которые характерны для сторонников Марата Гельмана».

***

К сожалению, это заявление в основном осталось незамеченным. Как не обратили внимание и на высказанное митрополитом Екатеринодарским и Кубанским Исидором в интервью «Вольной Кубани» сожаление о поведении протоиерея Алексия Касатикова. Добавим, что на священника было наложено церковное прещение, с учетом обстоятельств, в которых произошел инцидент.

А обстоятельства были более чем сомнительны. Странные казаки, однозначно нереестровые… Странные же люди с символикой КПРФ и ЛДПР, которые периодически появляются на всякого рода протестных акциях, но под различными знаменами… Нецензурные слова, которые они выкрикивали… Так не ведут себя православные люди. Были там и представители православных общественных организаций, которым в общем психозе не удалось выдержать правила одиночного пикетирования, как не удалось сдержаться батюшке. Таков механизм индукции, то есть наведенного поведения, так называемая «психология толпы».

И потому мы еще раз обращаемся ко всем нашим читателям: без благословения священноначалия не посещайте никакие акции, сколь бы добрыми намерениями вы ни руководствовались. Потому что теперь Марат Гельман в глазах либеральной общественности – жертва «мракобесов». А «мракобесы» – это Церковь.

***

Уже на следующий день после инцидента представители краснодарской интеллигенции, возмущенные срывом открытия выставки, стали собирать подписи под открытым письмом губернатору «против варварства». Нужно сказать, что наши интеллигенты не стали обвинять Русскую Православную Церковь, но довольно презрительно отозвались о представителях «атавистических социальных элементов, живущих общиной в сельской местности». А это – большинство населения Кубани. Вот кому, а не кучке провокаторов, адресован упрек в том, что эти «ультраконсервативные элементы, связанные, преимущественно, с традиционной сельской культурой… пытаются заставить цивилизованное общество жить по их законам, прибегая к силовым акциям, экстремизму, игнорируя современное право, да и цивилизацию как таковую».

А Марат Гельман в свою очередь заявил, что теперь он тем более не оставит своих планов по борьбе с мракобесием в Краснодарском крае. «Я все думал, нужен мне Краснодар – не нужен, теперь понятно – если мракобесие не грохнуть на его родине – счастью не бывать, – записал галерист в своем блоге. – Главное – спокойствие, придурков в Краснодаре, может, и меньше, чем в других субъектах, они просто придурковатее».

Замечательный русский писатель Василий Шукшин, воспевший в своем творчестве «чудиков» как яркий тип национального характера, в сказке «До третьих петухов» описывает, как черт обращается к монахам, дескать, нужно переписать иконы, потому что «они устарели»
«Монахи опешили: — И кого же заместо их писать? — Нас!» – отвечает черт.

Вот и сегодня нам пытаются навязать мнение, что традиционная Церковь и традиционная культура устарела, а вместо святых Божиих и великих героев русской истории нужно писать деятелей шоу-бизнеса, политиков или, наконец, политтехнологов.

В сказке Шукшина черт говорит выгнанным из монастыря монахам, когда они отказываются переписывать иконы: «Какие вы все же… грубые. Невоспитанные. Воспитывать да воспитывать вас… Дикари. Пошехонь. Ничего, мы за вас теперь возьмемся».

Что же. Не однажды в истории всевозможные «черти» пытались «воспитывать» Церковь, не раз пытались склонить нас переписать – как устаревшие – наши иконы, нашу службу, наше Св. Писание, изменить наши представления о добре и зле, о правде и лжи, о Христе и Антихристе. Верим, что, с помощью Божией, устоим и на этот раз.

Марина Черкашина

Фото: АТ


Пресс-служба Екатеринодарской и Кубанской епархии