Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Осуществлено в рамках проекта «Православная инициатива»

 

Аз же тебе глаголю: … на сем камени созижду Церковь Мою,

и врата адова не одолеют ей (Мф. 16,18).

 

Бутово… Подмосковное местечко, основанное, согласно архивным документам, еще в далеком XVII столетии вдоль дороги на Серпухов мастерами, добывающими строительный камень – «бут», выросло ныне в один из обширных многоэтажных жилых комплексов большой Москвы. Именно здесь в годы массовых репрессий советского государства против собственного народа существовал Бутовский полигон – крупнейшее место массовых расстрелов и захоронений «большого террора», пик которого пришелся на 1937-38 гг., но использовали этот полигон для казней около двух десятилетий – с 1930-х по 1950-е. Сведения об этом были строго засекречены. О полигоне ничего не было известно до начала 1990-х гг. При Моссовете с 1991 г. существовала Комиссия по делам необоснованно репрессированных, под эгидой которой создали общественную группу по увековечению памяти жертв политических репрессий. Впервые в связи с этим было произнесено слово «Бутово». Начались многолетние архивные изыскания по сбору материалов для «Книги памяти «Бутовский полигон». К настоящему времени вышли 8 томов этого труда.

7 июня 1993 года ворота Бутовского полигона, до этого тщательно охраняемого и обнесенного глухим забором с колючей проволокой, впервые открылись для родственников расстрелянных и захороненных на нем и для членов общественной исследовательской группы.

В ходе исследовательской работы стало известно, что в числе расстрелянных в Бутово много представителей Русской Православной Церкви. Первый список из 250 священнослужителей и мирян передали Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и по его благословению 8 мая 1994 г. на полигоне установили большой поклонный крест, выполненный по проекту и при участии Д.М. Шаховского, сына убиенного в Бутово священника Михаила Шика. На белой мраморной плите в основании креста были высечены слова Святейшего Патриарха о том, что на полигоне будет возведен «храм в честь новомучеников и исповедников Российских в память об иерархах, клириках, монашествующих и мирянах, за веру и правду жизнь свою положивших и мученическую кончину здесь принявших».

Осенью 1994 г. была создана и зарегестрирована община храма Святых новомучеников и исповедников Российских в Бутове, состоящая, в основном, из родственников пострадавших на этом полигоне.

25 июня 1995 г., в день празднования Собора всех святых, в земле Российской просиявших, на Бутовской земле была совершена первая Божественная литургия в походном палаточном храме ПСТБИ, рядом с поклонным крестом.

11 декабря 1996 года архиепископ Истринский Арсений освятил построенный на полигоне храм в честь новомучеников и исповедников Российских и возглавил в нем первую Божественную литургию. Настоятелем этого храма был назначен отец Кирилл Каледа (ныне протоиерей), внук священномученика Владимира Амбарцумова, расстрелянного в Бутово. Одной из первых икон этого храма, подаренных родственниками новомучеников и исповедников Российских, стал образ прп. Серафима Саровского, написанный сразу после канонизации старца. Он пожертвован в храм настоятелем московского храма Живоначальной Троицы в Троице-Голенищево протоиереем Сергием Правдолюбовым (в старинном рязанском священническом роду Правдолюбовых к Собору новомучеников причислено четверо святых). Мы предполагаем, что образ прп. Серафима был написан в рязанской иконописной мастерской Николая Васильевича Шумова, расположенной на улице Семинарской – напротив Рязанской Духовной семинарии (ныне – здание занимает Рязанское десантное училище).

27 мая 2000 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил на Бутовском полигоне первое богослужение под открытым небом. Людям, участвовавшим в этом богослужении, казалось, что там собралась вся православная Москва (автобусы, доставившие в Бутово богомольцев, выстроились вдоль шоссе на несколько километров). Патриарху сослужили восемь архипастырей, около двухсот священнослужителей из храмов и монастырей Москвы и Московской области, за богослужением молились более трех с половиной тысяч человек. Париаршие службы с этого времени стали в Бутово традиционными – в этот день Церковь празднует память Бутовских новомучеников. В Соборе Бутовских новомучеников – 335 святых.

19 мая 2007 г. в Бутово был освящен большой каменный собор Воскресения Христова и Святых новомучеников и исповедников Российских. За два дня до этого, в праздник Вознесения Христова, в Храме Христа Спасителя был подписан акт о свосстановлении канонического общения внутри Поместной Русской Православной Церкви, и освящение бутовского храма было совершено в рамках программы богослужений, связанных с воссоединением Русской Зарубежной Церкви с Матерью Церковью. Возглавил освящение собора Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Ему сослужил сонм архипастырей и священнослужителей уже единой Русской Церкви, а также представители других Поместных Церквей.

В 2007 г., в год семидесятилетия начала массовых репрессий 1937-1938 гг., в память о жертвах этих репрессий и подвиге новомучеников и исповедников Российских по благословению Патриарха Алексия с Соловецких островов в Бутово речным крестным ходом, прошедшим по водным системам Беломорско-Балтийского канала, Волго-Балта и канала им. Москвы, был привезен большой поклонный крест. Организаторами этого крестного хода выступили приход храма Святых новомучеников и исповедников Российских в Бутово, Мемориальный центр «Бутово», фонд «Андреевский флаг» и Русское афонское общество.

Соловецкие острова и Бутово – места, трагически связаны в сознании россиян между собой. На Соловках ГУЛАГ начинался – там размещался СЛОН – Соловецкий лагерь особого назначения, в котором пребывало немало рязанских священнослужителей и мирян. В числе заключенных этого лагеря были и архипастыри Рязанской епархии, в т.ч. священномученик Иувеналий Рязанский, архиепископ Рязанский и Шацкий, и священномученик Игнатий, епископ Скопинский. Бутовский полигон – крупнейшее место массовых расстрелов и захоронений жертв «большого террора».

Для нашей страны период репрессий – особая трагедия. Масштаб их колоссален – были уничтожены, сосланы в лагеря, замучены, расстреляны многие сотни тысяч, миллионы человек – цвет нации. Российский народ до сих пор ощущает эти утраты. Мы всегда должны помнить об этом. И большой поклонный крест стал памятником чудовищной трагедии.

Он был изготовлен в кресторезной мастерской Соловецкого Спасо-Преображенского ставропигиального монастыря по образу традиционных поклонных крестов Русского Севера. Высота креста – 12,5 м, ширина – более 7,5 м. Это самый большой деревянный поклонный крест в России. Подобно Голгофскому Кресту он является «трисоставным». Вертикальная перекладина изготовлена из сибирской кедровой сосны, горизонтальная – из сосны карельской, косая перекладина – из кипариса. Копие и трость выполнены из соловецкой сосны.

По традиции, такого рода кресты называют «богоименными», поскольку вместо известных иконописных образов на нем на языке символов ведется повествование о Голгофской Жертве за спасение мира, а Бог открывается человеку в Своих Божественных именах. По традиции на этом богоименном кресте присутствуют молитвы Святому Кресту: они начинаются с левой стороны горизонтальной перекладины, переходя на правую часть, спускаясь вниз по вертикальной балке креста, переходят на оборотную сторону. На оборотной стороне креста вокруг средокрестия – изображение тернового венца Спасителя, в который вплетаются узлы колючей проволоки, напоминающие о страданиях узников ГУЛАГа. Вся оборотная сторона – со множеством крестов (полиставрионом) – в память о бесчисленных жертвах богоборческого режима.

Крестный ход начался 25 июля в тот год у стен Соловецкого с торжественного освящения креста викарием Патриарха Московского Амвросием, епископом Бронницким. Затем крест был перевезен в Беломорск, откуда отправился в дальнейший путь по Беломорканалу и Волго-Балтийской водной системе – каналам, прорытым руками миллионов заключенных, в том числе репрессированных священнослужителей (среди них были и рязанские), выдающихся ученых и деятелей культуры.

По пути (в Медвежьегорске, Вытегре, Горицах, Череповце, Рыбинске, Угличе, Дубне, Дмитрове) крестный ход делал остановки, во время которых перед крестом местным духовенством совершались молебны и заупокойные богослужения о жертвах репрессий. Многочисленные верующие приходили поклониться кресту и помолиться перед ним. Шестого августа под колокольный звон прибрежных монастырей и храмов плавучий караван судов с крестом прошел по Москве-реке через центр столицы мимо храма Христа Спасителя и Кремля.

В Южном порту после торжественного молебна святыня была перевезена к Новоспасскому монастырю. Здесь в ночь на 7 августа архиепископ Орехово-Зуевский Алексий и епископ Женевский и Западно-Европейский Михаил в сослужении московского духовенства совершили всенощное бдение, Божественную литургию и панихиду по пострадавшим в годы лихолетия. После монастырского богослужения поклонный крест был обвезен вокруг Москвы по Московской кольцевой автомобильной дороге и рано утром 7 августа доставлен к храму Святых новомучеников и исповедников Российских на Бутовском полигоне. Соловецкий крест установили на возвышении, рядом с полуразрушенным зданием бывшей комендатуры полигона. В основание креста легли камни, привезенные из Соловецкого монастыря, а также от разрушенных храмов и монастырей Москвы.

8 августа, в день 70-летия начала массовых расстрелов на Бутовском полигоне, в храме Воскресения Христова и Святых новомучеников и исповедников Российских была отслужена торжественная Божественная литургия. Ее совершили архиепископ Истринский Арсений, епископ Тираспольский и Дубоссарский Юстиниан и епископ Женевский и Западно-Европейский Михаил в сослужении московского духовенства при большом стечении народа. После Божественной литургии перед поклонным крестом были совершены молебен, а затем панихида по пострадавшим, завершившаяся на захоронении полигона.

30 октября 2007 г., в День Политического заключенного, когда совершается память всех пострадавших в годы террора, Бутовский полигон посетили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и В.В. Путин, Президент Российской Федерации.

Таковы основные вехи создания грандиознейшего мемориала – памятника жертвам политических репрессий на Бутовском полигоне.

29 мая 2012 г. в это памятное место приехала паломническая группа из Рязанской митрополии. Паломничество было осуществлено благодаря гранту, полученному авторским коллективом проекта «Моя жизнь Христос, и смерть – приобретение». Новомученики и исповедники земли Рязанской. XX век», ставшим одним из победителей конкурса «Православная инициатива-2011». В число паломников, согласно проекту, вошли: авторский коллектив, преподаватели и учащиеся духовных школ Рязанской митрополии – РПДС и РЕЖДУ, родственники репрессированных за веру в годы гонений на Церковь. В этой группе была и игумения Казанского женского монастыря г. Рязани Анна (Сычугова), в котором особо почитаются преподобномученицы Евдокия (Архипова) и Ольга (Жильцова), насельницы Казанской обители, расстрелянные на Бутовском полигоне.

В числе расстрелянных на Бутовском полигоне более тысячи – уроженцы Рязанской земли, данные о которых к настоящему времени выявлены. На сегодняшний день нам известны имена 76 человек, пострадавших здесь за православную веру. Это священнослужители, насельники и насельницы монастырей, миряне Рязанской епархии. Среди них 32 прославлены в лике святых и включены в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века и в Собор Бутовских новомучеников.

В советский период в результате нового административного деления страны уезды Рязанской губернии в виде районов (в новых, измененных, границах) были включены в Московскую область. Поэтому в годы репрессий рязанцы, арестованные по ложным обвинениям, перевозились в тюрьмы Москвы – Таганскую, Бутырскую, Сретенскую и другие, их следственные дела рассматривались там же сотрудниками НКВД, а затем внесудебные органы, т.н. «тройки», выносили приговор – «расстрел». Далее их путь шел на Бутовский полигон. Расстрелянных хоронили в общих безвестных могильниках-рвах, подготовленных с помощью мощного экскаватора, предназначенного для рытья каналов: расстрелянных за один день присыпали этим же экскаватором тонким слоем земли. В следующий день – следующая группа расстрелянных сбрасывалась в тот же ров, и так далее, пока ров не заполнялся полностью. Археологические и антропологические исследования фрагмента одного из таких захоронений в 12 м2 (3 х 4) выявили 149 человеческих останков, уложенных в пять слоев.

Во время экскурсии рязанцы осмотрели и полигон, и его первый, деревянный, храм, посвященный памяти новомучеников, Соловецкий поклонный крест и, конечно, много времени посвятили знакомству с большим Воскресенским собором: сначала группа посетила нижний храм-реликварий, посвященный невинно убиенным. Он символизирует Страстную седмицу. В нем пребывают многие святыни и памятные предметы, рассказывающие о трагических страницах истории в жизни нашей Церкви и страны.

На стенах нижнего храма – иконы святых новомучеников, претерпевших смертные страдания на Бутовском полигоне. Каждый образ представляет группу святых, расстрелянных в один день. На многих иконах паломники увидели рязанских новомучеников.

Верхний храм символизирует Пасху. Новомученики Российские все свое упование возлагали на Воскресение Христово и своей жизнью и мученической кончиной они свидетельствовали о своей вере в Воскресение Христово и всеобщее воскресение. Именно это упование помогло им перенести страдания и совершить подвиг во имя Христа, поэтому центральный престол верхнего храма освящен в честь Воскресения Христова. Правый придел – во имя Собора святых новомучеников и исповедников Российских; левый придел – во имя святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, главы этого Собора.

После знакомства с интерьером верхнего храма Воскресенского собора рязанские паломники перешли опять в нижний храм, в котором рязанскими священнослужителями игуменом Серафимом (Питерским), протоиереем Владимиром Игнатовым и иеромонахом Иоакимом (Заякиным) был совершен молебен святым новомученикам, прославленным в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Бутовских святых. Затем все прошли на полигон к поклонному кресту. Стоя у погребальных рвов, рязанские паломники совершили панихиду по всем, невинно убиенным на Бутовском полигоне.

Монахиня Мелетия (Панкова)