Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов


05.07.2012

1 июля Епископ Братский и Усть-Илимский Максимилиан по благословению митрополита Вадима отслужил Божественную литургию в Знаменском кафедральном соборе. Ему сослужили клирики  собора.

С проповедью к прихожанам обратился протоиерей Виктор Хаустов (перейти на страницу проповеди):

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня мы слышали с вами евангельский рассказ об одном интересном происшествии, которое случилось с Господом нашим Иисусом Христом. Сходя после великой своей проповеди с горы, он вошел в город Капернаум. Здесь встретил его римский сотник и обратился к нему просьбой. С первых строк евангельского рассказа мы сталкиваемся с чем-то необыкновенным. В те времена Иудея была под властью Рима. Во многих  городах стояли гарнизоны, римляне смотрели на  иудеев как на своих рабов, презирали их во всем. Можно вспомнить Понтия Пилата. Он иудеев за людей не считал, смеялся, издевался, оскорблял их, смешивая кровь их жертвы с теми, кто эти жертвы приносил.протоиерей Виктор Хаустов

А здесь мы видим нечто  совершенно необыкновенное. Римский сотник, центурион легионеров, приходит к Господу  и смиренно его просит. Не приказывает, как мог бы поступить любой римский офицер.  Просто приказать: «Иди и исцели моего слугу, если ты чудесный врач». Но этот сотник припадает к ногам Иисуса, просит его смиренно: «Господи, слуга мой тяжко страдает».  И слышит ответ смиренный: «Я приду и исцелю его». И тогда еще необыкновеннее слышим мы: «Нет, Господи, я недостоин, чтобы ты вошел под кров дома моего. Но скажи только слово и исцелеет отрок мой. Вот я, человек подвластный, но имею под собой воинов и если скажу одному - иди и уходит , приди –и приходит».  И тогда Иисус, обратившись к ученикам, сказал: « И в Израиле я не видал и не встречал такой веры».

Вот в чем заключалось все небывалое в этом  происшествии.  В целом Израиле Господь не нашел веры, подобной вере язычника, римского сотника. Эта вера, действительно была необыкновенной. Но не стоит нам удивляться. Вера дается нам от Господа, опять же по нашей вере. Господь судит по той напряженности, с которой мы ищем этой веры, с которой мы стремимся приблизиться к Господу.

В те времена римская империя испытывала религиозный кризис.  Народная вера в языческих богов ослабла, мифы стали рассматриваться как детские сказки и мало кто верил им. А вера римских  философов, подобных Платону,  Сократу была недостойной простому народу. Поэтому  римские легионеры, оказавшись на Востоке, поклонялись чужим богам. Тем более, что  многобожие не рассматривает богов высших и низших. Всем богам поклонялись легионеры. Здесь, на Востоке, они впервые столкнулись с  истинным учением о едином Боге. Истинным по тем временам.  До пришествия Господа Иисуса Христа Ветхий Завет, заповеди, данные Моисею на горе Синайской и представление об истинном Боге имели только иудеи. И вот, когда римляне столкнулись с иудеями, они стремились к истине, познанию Бога и воплотить в своей жизни повеления Божие. Вот те прониклись уважением к этой религии и множество из них  приняли иудейский закон, оставаясь римскими гражданами.

Поэтому римский сотник также стремился к Богу, искал его, изучал Священное Писание. Любил еврейский народ. В Евангелии от Луки сказано, что он построил синагогу для жителей Капернаума. А раз построил, значит, бывал в этой синагоге, слушал поучения, сам читал Священное Писание, знал об обетованном Мессии, которого ждут иудеи. И сам ждал того же. И когда он услышал о необыкновенных чудесах, исцелениях, воскрешениях мертвых неизвестным назарянином – он задумался над этим. «Это не простой врач, не простой целитель. Здесь таится что-то  высшее и сильнейшее». И как только этот врач вошел в город Капернаум, сотник, имея больного слугу, поспешил навстречу Иисусу и проявил здесь величайшее благочестие и смирение и припал к его ногам. И когда Господь высказал благоволение войти под кров его, он как язычник сказал: « Я недостоин этого. Но скажи только слово». Он выразил веру свою, видит перед собой не просто врача, не волшебника и не целителя. Он видит человека, наделенного Божественной силой, который может повелевать даже болезнями и страданиями. Если скажет смерти отступить от раба сего, то смерть отступит и не посмеет приблизиться к его слуге.

И он получил желаемое, Господь сказал ему: «Иди и по вере твоей да будет тебе». И как узнали позже, слуга его в тот же час исцелился от своей болезни.

Вот пример римского сотника, который нас может научить тому, как стремится к Богу, как исполнять его волю, как найти веру. Вера – это дар Божий. В случае с сотником – это вера от слышания. Действительно, он много слышал об Иисусе Христе и поверил. У нас, кроме слышания, есть другие источники и главное – это  Евангелие, которое мы должны знать. Но многие не читают,  потому что не понимают. В таком случае надо взять Закон Божий, читать его и просвящать свои  сердца. Чтобы слово Божие не пропало как семя, брошенное у дороги. Чтобы дало плод.

Сотник приходит просить не о себе. Он просит исцелить раба, слугу. В те времена раб был на уровне животного в экономическом смысле – он не считался человеком, его можно продать, проиграть в кости или карты. А здесь римский легионер, гордый римский гражданин приходит и смиренно просит исцелить его раба. Вот пример для нас.

Будем же и мы как сотник стремиться к Богу, читать Святое Евангелие, делать все по Евангелию и строить по нему свою жизнь. И Господь, видя наши усилия, поможет нам, откроет наше духовное зрение, поможет увидеть грехи наши и даст силы для преодоления грехов этих и введет нас в Царство небесное, как ввел сотника. Аминь.

Пресс-служба Иркутской епархии

Подготовлено Ольгой Максимовой