Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Екатеринбург, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Святой Пантелеимон (в переводе с греческого это имя означает “всемилостивый”) жил в начале IV века, во время последних страшных гонений на христиан императора Диоклетиана. Он наследовал языческую веру своего отца, но сердцем был христианин: особая милосердная любовь ко всем людям отличала его с раннего детства. Не зная иного способа помогать ближнему, он выбрал себе профессию врача. Но Господь вел своего избранника, и однажды старец Ермолай открыл Пантелеимону тайны христианской веры.

Чудеса исцелений начались сразу, и вскоре святой Пантелеимон стал так знаменит, что все - нищие и богатые - стали искать у него помощи. Он никому не отказывал - ни христианину, ни язычнику, ни доброму, ни злому, безвозмездно совершая дела милосердия и прославляя имя Христово. Языческие врачи, лишившиеся своих доходов, из зависти донесли императору Диоклетиану, что святой Пантелеимон лечит именем Христа.

Юношу схватили и предали страшным пыткам. Но Господь не оставил Своего угодника: кипящее олово превращалось в холодную воду, дикие звери становились ручными, а ножи гнулись, как трава. Видя эти чудесные знамения, даже палачи падали к ногам великомученика, исповедуя Христа.

Господь призвал Своего святого, чтобы он с небес посылал милость всем прибегающим к нему. Два воина, испросив у святого Пантелеимона отпущения грехов, отсекли ему голову, и вместо крови из раны истекло молоко.

Святая глава великомученика до сих пор хранится в русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне.

Сегодня, в день великомученика и целителя Пантелеимона, подумаем прежде всего о почитании мучеников вообще...

Канонизация святых шла постепенно. В самой древней Церкви не было еще никаких особых актов канонизации. Например, почитание святого Иоанна Крестителя, которого Сам Господь назвал первым из рожденных женами, и святых апостолов просто как бы само собой подразумевалось. Только во II и III веках появляются две определенные формы почитания святых - это, во-первых, занесение имен некоторых усопших христиан в особые списки для поминовения их на литургии, во-вторых, почитание могил, особенно могил мучеников.

Если благодать Святого Духа так явно и сильно проявлялась не только в духе и душе святых страдальцев, но и в теле их, то естественно было думать, что и останки их могут сохранять в себе эту благодатную силу. Из Книги деяний апостольских мы знаем, что одежда апостолов и даже тень проходящего апостола Петра могли быть целительными. Связь духа и материи гораздо сильнее и глубже, чем думают многие современные люди. Достаточно вспомнить, как сила внушения может воздействовать на тело, и, наоборот, - как сила лекарства или скальпель хирурга может внести глубокие изменения в душевную жизнь. Когда же мы имеем дело с чудом, то тут воздействует не просто сила человеческого духа, а сила Божия, сотворившая наш дух, тело и весь мир.

Почитание останков мучеников прежде всего выразилось в том, что их останки заключали в гробницы и на этих гробницах совершали Божественную литургию. Воспоминанием об этом служит влагаемая в антиминс частица святых мощей, без наличия которых в антиминсе или же в престоле нельзя совершать литургию. В этом содержится великий смысл.

Столь почитавшийся всегда в России и во всем православном и католическом мире святой Пантелеимон верно и безвозмездно служил людям как врач, а впоследствии за старательное исполнение своего врачебного долга получил дар исцелять больных своей молитвой и, наконец, удостоился принять мученический венец. В день памяти его вспомним, что мы должны не только жертвенно служить Богу и людям, но и в некоторой мере призваны исцелять. Все люди духовно или телесно, так или иначе больны. Всех можно и нужно исцелять, а целительно всякое доброе дело и всякое доброе слово.

Епископ Александр (Семенов-Тянь-Шанский)