Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Источник информации: Нижегородская епархия
Адрес новости: http://www.nne.ru/news.php?id=346019
6 ноября 2012 года 10:22
Сайт Нижегородской митрополии. Текст Марии Мужиченковой.

5 ноября в актовом зале Нижегородской духовной семинарии состоялась первая из секций ежегодной епархиальной образовательной конференции «Возрождение и сохранение традиционных ценностей Отечества». В зале собрались духовники епархиальных образовательных учреждений и воскресных школ Нижегородской, Городецкой и Лысковской епархий. Темой обсуждения стали «Методологические принципы интеграции христианской антропологии и современного психологического знания в практику духовника епархиального образовательного учреждения и воскресной школы».

Работа секции открылась докладом старшего духовника воскресных школ и епархиальных образовательных учреждений протоиерея Димитрия Дылдина. Священнослужитель затронул вопросы традиционного в Российском государстве интереса к теме психологии: «Первой книгой по психологии в России, по признанию авторитетных отечественных исследователей, является “Наука о душе”, изданная в 1796 году Иваном Михайловичем Кандорским – дьяконом, а позднее протоиереем Русской Православной Церкви», – сообщил докладчик. Он отметил сложившееся в настоящее время настороженно-скептическое отношение в среде духовенства к достижениям психологической науки, что вызвано многими причинами: видением в психологе не помощника, а соперника, наносящего вред страждущему человеку; недоверием к компетентности психолога или его мировоззрению; отсутствием у служителей Церкви знаний по психологии и отождествлением ее с психоанализом, оккультной психотерапией или просто с оккультизмом и экстрасенсорикой. Впрочем, по мнению отца Димитрия, последнее вполне объяснимо, если учесть огромное количество псевдонаучных брошюр и книг, наполняющие прилавки магазинов. Хотя такие опасения частично оправданы, докладчик подчеркнул: интегрируя в практику духовника христианскую антропологию и современные методы работы компетентных психологов, можно добиться больших результатов, нежели искусственно разграничивая эти научные пространства.

Организаторами секции выступили практикующие педагоги и психологи. Ольга Батаенкова осветила вопросы возрастной периодизации на основе разработок Даниила Эльконина и Льва Выготского, Елена Пономарева представила особенности общения с подростками с учетом современных особенностей их социализации, Галина Корнилова связала представления психологической и педагогической науки с антропологическими воззрениями православия.

Работа секции строилась на основе диалога, обмена мнениями и практическими наблюдениями. Часть секции прошла в режиме тренинга. Его участники не всегда были единодушны в оценке материалов, на основе которых строился разговор. Тем не менее важность такой формы организации секции была отмечена большинством присутствующих: с одной стороны, был представлен материал для работы и осмысления, с другой – оставалось поле для дискуссии и выражения собственного мнения.

Организаторы и участники секции приняли решение о продолжении работы в форме психолого-педагогических семинаров. На следующей встрече духовенства с психологами будут рассматриваться конкретные практические вопросы и методики проведения занятий и бесед с детьми младшего возраста, младшими школьниками, подростками.