Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов
7 марта Православная Церковь чтила память священномученика Филарета Срезневского. В годы гонений на Церковь, в селе Срезнево Рязанской Губернии он смог создать и укрепить большую православную общину. В противостоянии за веру он объединил отеческой заботой и пастырским попечением не только верующих местных жителей, многих монашествующих, чьи монастыри были закрыты.
За 10 лет своей пастырской деятельности небольшой сельский приход превратился в монастырь, о котором советские власти не знали. А после своей мученической кончины его заменил ближайший ученик, будущий священномученик Сергий Срезневский. В день памяти отца Филарета в селе Срезнево состоялись торжества, которые объединили всех, кто его помнит и почитает.
Для села Срезнево, которое находится в Касимовской епархии Рязанской митрополии, этот день является большим праздником. Уже не осталось тех, кто знал священномученика Филарета, но память о нем, как о необычном пастыре, передалась детям и внукам. В 1919 году с чудотворной иконой Божьей Матери «Споручница грешных» он пришел во вновь построенный Казанский храм села. Как говорили очевидцы, когда внесли святой образ в церковь, все свечи зажглись сами. До сих пор эта икона находится здесь, и по молитвам перед ней к Божьей Матери, совершаются многие чудеса.
С малых лет будущий святой постигал церковную грамоту, и другие священные книги. А уже в отроческие годы прекрасно знал Писание, так что даже односельчане часто приглашали его в случае необходимости читать псалтирь. В 17 лет он поступил в Пронскую Спасо-Преображенскую пустынь, принял монашество, а позже и священнический сан.
Монашеская обитель существовала в Срезнево тайно от властей. Долгие ночные богослужения по монастырскому уставу проходили, вдали от посторонних глаз, в маленькой церкви на колокольне, престол которой был освящен в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Небольшие окна закрывались, горели только лампады и свечи. Здесь же тайно проходил постриг, всех, кто в эту нелегкую для Церкви эпоху гонений хотел посвятить себя Богу. Нехарактерно для сельских приходов иметь предел в колокольне, но по желанию ктиторов, здание храма было запланировано именно так. Убранство как главного предела в честь Казанской иконы Божьей Матери, так и маленькой церкви сохранились до наших дней, советская власть не смогла оставить здесь свой «богоборческий след». Существование приделов в том же виде, позволяет молящимся в этом храме проникнуться духом той общины верующих, которая существовала в первые десятилетия богоборческой власти. Как островок вечности, здесь любое богослужение напоминает о мужественном подвиге, верующих, которые не променяли на мнимые увлечения этой жизни свою любовь к Богу.
Мученическую кончину батюшка принял в 1942 году, после нескольких лет ссылки. Но его помощь постоянно ощущается людьми, которые в молитвах обращаются к нему, чему имеется множество свидетельств.
Елена Цыганова