Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

«Церковь сразу хотелось построить очень красивой!» - начальник колонии Романов Виктор Николаевич.

« Из всех храмов, которые у нас построены, это лучший храм»,- такими были слова Владыки, обращенные к присутствующим на освящении храма Михаила Архангела.

Название храму дал сам архиепископ Прокл, обнародовав его при освящении места строительства 18 апреля 2007 года: храм во имя Архистратига Михаила.

4.05.2010. День освящения Михайловского храма во 2-ой колонии архиерейским чином.

Романов Виктор Николаевич работает в данном исправительном учреждении с 1985 года, а в 2002 году был назначен руководителем.

Виктор Николаевич, что подвигло Вас на строительство храма? Глубокая осознанная вера, приказ начальства, желание оставить после себя какую-то светлую память?

«Я верующий человек, но скорее я мирской человек. Супруга я меня очень верит в Бога, дети крещеные. Идея о строительстве своего храма пришла очень давно, еще тогда, когда появилась церковь в третьей колонии. В то время я работал еще начальником планового отдела, позднее стал начальником колонии, но всегда думал о том, что церковь просто необходима в колонии.

'Став начальником практически немедленно этим занялся. Потому что, войдя в колонию сразу видно, даже людям без веры, что серость казенных зданий - она сразу же угнетает человека. Обычная церковь нас просто не устраивала. Церковь даже своим внешним видом должна привлекать в свои ряды. Человек должен видеть в церкви прекрасное. Вначале кем-то из нас предлагалось: чего мудрить, давайте сделаем, как в других местах, и все на этом. Но все-таки, слава Богу, решили построить такой храм, который будет немножко выбиваться из всех многих своей красотою. И вы сами видите, что таких церквей пока нет нигде. И по своей архитектуре и посмотрите: какой невероятной красоты купол».

Уникальный в своем роде прозрачный купол храма воистину поражает своим великолепием. И по форме, и особенно по выбору материала, из которого произведен. Он выполнен из прозрачного стекловолокна: поликарбоната. Сделано это было специально, очень продумано. Руководители проекта: Романов Виктор Николаевич, архитектор Янгайкин Павел, - все очень переживали, что облегченные стены храма, выполненные из пенобетона, не выдержат тяжести массивного металлического купола. И искали этому альтернативу. Решение пришло, благодаря новым технологиям. Потом, уже после изготовления и монтажа купола даже сами поставщики поликарбоната приезжали смотреть и фотографировать воплощенную в жизнь идею проектировщиков и строителей (Прим.автора). Благодаря прозрачному куполу в храме очень светло. Солнечный свет, проходя сквозь зеленый шатер, окрашивают все пространство внутри храма в мягкий зеленоватый оттенок.

Виктор Николаевич продолжает:

«Церковь сразу хотелось построить очень красивой!

Перед строительством я специально ездил в Стамбул (Константинополь. Столицу Византии), чтобы выбрать проект для будущего храма, потому и храм получился в византийском стиле. Прошел по всем святым местам, и выбрали именно византийский стиль. Церковь строилась необычайно легко. Хотели мы её начать строить только в 2010 году, у нас был такой утвержденный перспективный план, хотя с 2002-го уже думали о ней! И к тому времени, когда начальник управления сказал, что нужно во всех колониях строить храмы, у нас уже и проект был готов. Хотя может быть духовно мы не совсем были готовы. А начальник такой своеобразный моральный толчок нам дал в 2007-м году и мы вроде поначалу мало сделали, только фундамент, а потом, с Божьей помощью, быстро-быстро подняли стены. И в общем то она удалась такой, какой мы её и видели! Знаете, если выехать в сторону Новоульновска, там, с высоты холма видна наша церковь! Красота неописуемая. Купол сверкает на солнце, белоснежные стены видны издали. Когда-нибудь, дай Бог, разрушат все колонии, наступят чистые, светлые времена, а церковь наша останется потомкам».

«Очень много работы сделано силами осужденных, это и Фокин Денис, Янгайкин Паша, Незнамов Анатолий, Чунин Сережа.» – командир называет своих подопечных ласково, по-отечески. В конце строительства Василий Слободаж подключился, который все сложные округлые поверхности оштукатурил. Членов Сергей, делал нам кладку стен, а они сложные сферические очень сложную работу выполнял: представьте себе – кирпич надо было выложить в одну сферу, потом в обратную. Без всяких перемычек. Все ручки кованые сделаны руками осужденных. Крест откован нашим кузнецом. Отец Геннадий дал мне книжку про кресты, я её очень внимательно читал. Всё казалось таким сложным, невозможны к каноническому соответствию. Я пришел к кузнецу, он очень такой капризный, с большим сроком, говорю: Володя, ты в Бога веришь? Он отвечает: Верю. Я ему говорю: Ну вот с верой в Бога, откуй крест! И он нам за две недели такое чудо сотворил. Художник нарисовал удивительные витражные иконы, где еще вы увидите нечто подобное?

Староста общины говорит, что к ним очень хорошее отношение со стороны всех прочих, окружающих.

«Ну как к ним не относится с уважением, когда они своими руками все сделали. Только один из них был каменщиком, остальные ничего не знали и не умели. Они каждый день приходили сюда с утра и весь день работали. Без них мы ничего однозначно бы не построили, какие бы я не привлекал связи, знакомства. А вот эти люди, в разное время от шести до пятнадцати человек, но всегда были здесь».

В 2005-м и 2009-м годах к вам в колонию приходил крестный ход с Чудотворной иконой, реликвией симбирской епархии.

«Несомненно, это событие безмерно укрепляло нашу веру и надежду на благополучное завершение возведение храма. В прошлом году, памятуя первый приход крестного хода, вся зона вышла встречать! Событие было потрясающее».

«Строилась церковь, мне так кажется, легко. Прошло всего два года: и уже в декабре наша церковь была готова, но так сложилось, что освящение было назначено на Святую Пасху. Я знаю, как каждый гвоздик здесь создавался. Как, например, резалась вот эта резьба по дереву, - Виктор Николаевич показывает на массивную входную дверь. Это чрезвычайно сложно, ведь это натуральный дуб и человек два месяца резал эту резьбу!»

Необходимо отдать должное моим друзьям, директорам заводов. Некоторых, я даже в ту пору еще не знал, многие просто сами откликались и удовольствием помогали – кто материалами, кто деньгами. Всего в строительстве храма нам помогало около трех тысяч человек!»

Виктор Николаевич вел своеобразную книгу памяти, куда вписывал заслуги и имена тех, кто помогал возводить святой храм. Чтобы сохранить имена этих людей на века. Он говорит, вот уйдет на пенсию и возможно возьмется за написание книги-летописи, в которой и расскажет о подвиге этих людей.

«Например, я не был тесно знаком с директором цементного завода, но понадобился нам цемент и бетон, обратился к нему, познакомился. Корякин Николай Михайлович, он неоценимую помощь нам оказывал. Благодаря ему такой кран к нам приезжал, каких нет в Ульяновской области. Все этапы запечатлены у нас на видео хронике: как котлован вручную копался, как заливали фундамент, как строились стены, как осужденные под куполом зимой работали и не хотели оттуда выходить, так там было хорошо, какое-то блаженство там наступало. Там и тепло, под стеклянным куполом, как в теплице и светло, солнечно. Многие из участвующих в стройке в веру пришли через это строительство. Многие, с точки зрения социального обывателя. Преступные элементы, но они тянулись к вере и меняли себя и это влияло на общую обстановку в колонии в целом. Мы привлекали и вольнонаемный персонал. Я, когда строил этот храм, я всегда понимал, что мы не только для осужденных строим. И сейчас, идет служба, вы видите, стоят вместе с осужденными молятся наши сотрудники, это общая колония, кто-то отбывает наказание, кто-то работает. Нужно, чтобы была какая-то идея, объединяющая всех, я считаю, что и осужденных и вольнонаемный персонал это объединяло».

Рассказывает староста православной общины 2-ой колонии Фокин Денис А., раб Божий Дионисий:

Как вы отбирали людей для ведения строительства по желанию, по принуждению?

«В строительстве участвовали около двадцати человек, даже вывешивали объявление о приеме на эти работы. Стены здания изготавливали сами из пенобетона. Специальностей как таковых ни у кого из нас не было, навыки приобретались в процессе строительства. Было всего два мастера, один каменщик, другой специалист по внутренней отделке. Остальные обучались, и каждый приобретал свою специальность. Кто научился шпаклевать, кто штукатурить. Сейчас у нас есть свои спецы».

Теперь вас можно приглашать для строительства новых храмов! Вот освободитесь и продолжайте благое дело! За три года ваша община, наверное, стала более многочисленной?

«Сейчас на причастие приходит более тридцати человек, но, если учесть, что люди приходят всегда не одни и те же. Поэтому можно считать, что постоянный приход составляет порядка пятидесяти человек».

Как часто проходят Богослужения? Кто проводит службы? Как будете теперь использовать вашу молебную комнату?

«Раз в двадцать дней. Служит протоиерей Геннадий, настоятель Свято Троицкого храма в Новоульяновске. Приезжает и отец Павел Бацко.

В молебной комнате у нас сейчас большая библиотека».

С какого времени сами здесь находитесь? Как стали руководителем общины?

«Осужден в ноябре 2005 года на восемь лет, здесь с 2006-го. Старостой стал в 2008-м году. Сам с Заволжского района г.Ульяновска. В общину я пришел еще не крещеный. Веру обрел в 2007 году, начал активно познавать веру, постоянно пребывал в молебной комнате, выполнять какие-то работы по благоустройству. Когда же в 2008-м году наш староста освободился, собрались братия общины и решили оставить меня. Естественно, испросив благословения у батюшки».

А вы сами, силами общины, участвуете в Богослужениях? Возможно, создали свой церковный хор? Сколько осужденных будет присутствовать сегодня на освящении?

«Мы пытаемся создать свой хор, и у нас есть человек с музыкальным образованием. Проводили занятия, стараемся и думаем, что в дальнейшем хор у нас будет. На освящении будет семнадцать человек из общины».

Как относится «местное население» колонии к вам, к членам общины?

«Очень хорошо. У нас в колонии приветствуется вера, много осужденных, когда строился храм, изъявили желание, когда построят и освятят церковь прийти креститься. Люди готовятся, приходят в молебную комнату, берут книги. Многие планируют повенчаться в освященном храме».

Как считаете сами бы Вы пришли к вере, если бы Господь не привел Вас сюда в места не столь отдаленные? Что бы Вы хотели сказать тем, кто ждет Вас на свободе?

«Я не пришел бы к вере на свободе, колония явилась теперь для меня каким-то подобием мужского монастыря, и здесь и там идет борьба со страстями. Единственно, у нас здесь нет обязательного послушания, как батюшка говорит, вам могут сказать, но у вас всегда есть выбор. А в монастыре, конечно, послушание обязательное. Здесь мы делаем все добровольно, а добровольное послушание закаляет волю. Выбираешь то, что порой не хочется делать, но делаешь. Там, безусловно, есть отречение от мира, а у нас никто от мира не отрекался, и какие-то грехи все-таки преобладают. В тюрьме, все-таки поневоле задаешь себе вопрос, о смысле жизни. В миру сейчас «понятие нормы» разное, нельзя служить одновременно Богу и мамоне, поэтому, когда человек начинает заниматься приобретением богатств, тем более неправедным способом, обязательно когда-то приходит за это расплата. Хорошо, если при жизни. Будет возможность покаяться. Многие этого не боятся, но все равно наказание будет, оно неотвратимо, конечно, лучше вовремя его здесь на земле получить!

С одной стороны, я рад, что убежал от суеты обыденной, которая помутняет рассудок. Я, например, знаю, что когда освобождаются наши братия из православной общины, они в течение года не могут выбрать время для причастия на свободе. Хотелось бы, чтобы там, на свободе, люди тоже находили время для приобщения к Богослужениям, потому что вера не даст оступиться, не приведет людей сюда за колючую проволоку, в места лишения свободы. А уж, если кто и попадет, как говорят «от тюрьмы и от сумы не зарекайся», - то нужно понимать, что здесь такие же люди, так же живут, кто-то несправедливо осужден, а кто-то искренне раскаялся, поэтому люди здесь все нормальные. И как видите, их трудами даже производятся такие чудные плоды».

Вы сами чем занимались до заключения?

«Учился на программиста в политехническом университете, закончил только два курса и был отчислен по неуспеваемости. А потом от несерьезного отношения к своей жизни, не ставил особой цели в жизни, не было в душе камня веры, и Господь сподобил песочек моей легкой жизни подмыть и на фундамент поставить».

Архитектор храма, «у нас тоже свой из «местных», так шутят люди в черных робах. Павел Янгайкин, автор проекта. Доводчик всех чертежей, курировал всё строительство от начала фундамента до завершения. Павел имеет два высших образования, одно из них архитектурное.

Кроме храма, Павел Янгайкин спроектировал звонницу, колокольню у храма. Которую планируют построить справа, по южную сторону храма. Колокольня двух ярусная. Нижняя часть округлой формы, а верхняя часть состоит из несущих четырех колонн и подобных храмовым, арок. Все выполнено в едином архитектурном стиле, в той же цветовой гамме и так же из уже известных нам блоков из пенобетона. В первом ярусе колокольни будет размещаться православная библиотека.

Начальник исправительных учреждений Ульяновской области полковник Санкин Михаил Валентинович, присутствовавший на освящении храма, ответил на мои вопросы:

Меняется каким-то образом ситуация в тех колониях, в которых уе открыты и действуют храмы?

«Меняется, но это же душа человеческая… Вы знаете, у нас сокращается количество нарушений и режимов содержаний, которые допускают осужденные. Мы это связываем и с той воспитательной работой, разъяснительной, а составной частью которой, является работа в духовной сфере. Я просто хочу сказать, что те статьи Конституции РФ, которые говорят о свободе вероисповеданий, они в наших учреждениях соблюдаются, выполняются целиком и полностью. И у граждан различных конфессий есть такая возможность для того, чтобы верить и соблюдать те религиозные обряды, которые существуют. Взвесить насколько это всё сильно и значимо, наверное, можно будет много позже, должно пройти какое-то время. Год, два, три это малый срок».

По крайней мере, это единственный верный путь, который вы избрали.

«Конечно, верный, конечно. Мы на неустанном пути борьбы добра со злом».

С праздником освящения «замечательного прекрасного храма» всех присутствующих поздравил Владыка Прокл:

«Правильно сказано у святых отцов, что храм это небо на земле. И этот храм является отражением неба на земле. Дай Бог, чтобы этот храм послужил храмом обновления души. Храм мой храмом молитвы наречется. Сегодня мы в эти замечательные Пасхальные дни мы приобщаемся к этой Пасхальной радости, которую сотворил Господь, любящий Его.

Христос воскресает прежде всего в человеке, которого Он призывает к Себе и называет его творением Своим.

Сегодня мы в этой весьма печальной обители, мы сотворили эту радость. Существует предание, когда Соломон, по пришествии в иной мир, попал в ад, то ненавистник добра увидел, как Соломон что-то творит, готовится к чему-то. На вопрос ответил, что он хочет построить храм Господу Богу моему. Ну уж этого не надо, говорит нечистый: вон тебя из ада. Поэтому, когда мы строим дом Божий, мы извергаем себя из пучины ада. Господь говорит: верующий в Меня, имеет жизнь вечную.

Храм это напоминание человеку, что каждый является частицей этого храма. Ты человек храма Бога живаго, - человек имеет свой внутренний храм. И Дух Святый хочет жить в тебе. Но мы, в силу нашей греховной природы, оскверняем эти внутренние свои храмы. Но милосердие Божее, оно неизреченно. Ибо Христос пришел не ради святых, но ради грешников. Ради нас с вами, тех, которые падают, встают, сказано в народе: лошадь на четырех ногах и то спотыкается, а тем более человек. Свойственны ему всякие грехи и пороки, невзгоды своей жизни, но самое главное говорит Христос, нет греха не прощенного, кроме греха нераскаянного. И вот этот храм он стоился для того, чтобы исцелить душу человека. Чтобы он почувствовал близость Христа, радость в своей душе, чтобы он, обремененный грехами и пороками, имел благое намерение оставить порочную жизнь и направить стопы свои в храм к ново обновлению. Чтобы Воскресение Христов жило в его душе.

Мы сердечно желаем, чтобы насельники этой исправительной колонии, приобщились бы ко Христу. Тогда милость Божия будет пребывать с ними.

Я сердечно благодарю тех людей, которые помогали созиданию этого храма. Тех, кто проявлял свою архитектурную мысль, очень правильную и замечательную.

Я очень весьма признателен, что из всех храмов, которые у нас построены здесь, в нашем регионе, это лучший храм. Лучший по архитектурному произведению, и выполнен с любовью. Это очень здорово.

Я желаю всем вам, дорогие мои, помощи и милости Божией. Строя храм, человек вписывает свое имя в книгу жизни. Святая Церковь молится и говорит: молимся о создателях Святаго храма сего. Ушли мы в жизнь вечную, покинули этот грешный мир, а Церковь продолжает молиться о нас. Не радуйтесь тому, что бесы вам повинуются, а радуйтесь тому, что имена ваши записаны в книгу жизни у Агнца, говорит своим ученикам Христос. Поэтому ,когда человек строит храм, он приносит свое покаяние, приносит свое искреннее сожаление о бесцельно прожитой жизни, тем самым исцеляет прежде всего свою бессмертную душу и свое духовное состояние».

Архиерейскими грамотами были награждены: полковник внутренней службы Романов В.Н., Карякин Николай Михайлович, Углев Владимир Петрович с благословением за труды во славу Святой Церкви.

Начальник управления полковник Санкин В.М. вручил Архиепископу Проклу золотую медаль за укрепление и развитие уголовно исполнительной системы, напомнив присутствующим, что два года назад Владыке была вручена серебряная медаль, поблагодарив Владыку за то, что в деле «исправления человека, попавшего в заключение, мы сегодня трудимся все вместе».

Страничку в летопись Симбирской епархии записал Нафанаил, фотолетопись автора.

Запрещается использовать фотоматериалы без разрешения автора.