Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

в санкт-петербурге 8 сентября, в день памяти жертв фашистcкой блокады представили сборник воспоминаний жителей блокадного ленинграда «испытание», выпущенный князь-владимирским собором города

09.09.2010 16:54

источники: вода живая / седмица.ru

санкт-петербург. о сострадательной любви, побеждающей зло, рассказывает сборник воспоминаний жителей блокадного ленинграда «испытание», выпущенный князь-владимирским собором санкт-петербурга. записи живых свидетелей войны собрал и издал его настоятель протоиерей владимир сорокин.

этот храм - один из немногих действовавших в годы великой отечественной войны. в памятные дни, связанные с войной, в нем устраиваются встречи тех, кто пережил 900 дней и ночей в кольце врага. пожилые петербуржцы делятся воспоминаниями с молодыми. во время одной из таких встреч решили опубликовать в год 65-летия великой победы рассказы очевидцев, письма, фотографии, документы из семейных архивов.

среди авторов книги - блокадный мальчишка, бежавший из эвакуации на фронт, девочка из коммуналки, тушившая зажигалки на крыше, радистка полка пикирующих бомбардировщиков. их объединили вера, молитва и стремление сохранить трудную, но такую необходимую память.

при подготовке книги возникла дискуссия о ее названии. о чем она? об испытании или наказании? по мнению отца владимира, писать о войне как о наказании господнем - значит озлоблять людей. «господь не хочет нашего озлобления. он заключил с нами завет и ведет диалог, и даже такие ужасающие события, как мировые войны - это часть диалога божия с людьми. мы должны осмыслить это испытание и понять, за какие грехи оно послано богом», - считает священник.

осмыслив блокаду как испытание, как посланный им земной «блок ада», авторы книги не имеют в сердцах злобы, несмотря на перенесенные страдания. на ее страницах множество рассказов, потрясающих чудесами и милостью божией к тем, кто безропотно, со смирением и упованием на его волю переносил тяготы и тем самым очистил душу. и читая о том, как федосья локтева, встретив на невском проспекте колонну пленных немцев, протянула одному из них, самому истощенному, кусочек хлеба, мы понимаем, что только так могла поступить истинная христианка и дочь народа-победителя. простой и обыденный на первый взгляд рассказ превращается в притчу, исполненную высокого символизма.

«красуйся, град петров, и стой неколебимо, как россия», - цитирует слова гения русской словесности одна из тысяч школьниц блокадного города елена шумилова, пытаясь передать чувство, охватившее его жителей в день ленинградской победы. они признавались в любви к городу. они вышли на праздничный салют и плакали, припадая к его камням, смеялись и обнимали друг друга... а те, кто из дальних концов города ходил в князь-владимирский собор молиться перед чудотворной казанской иконой богородицы, вновь пришли сюда на благодарственный молебен.

«хх век называют плавильным котлом цивилизации. он занял место в истории, им занимаются исследователи. а его свидетели, верующие люди, пытаются проникнуть в духовный смысл этого столетия», - пишет протоиерей владимир сорокин. по его словам, лучше всего раскрывают божий замысел о тех, кому выпало страдать, бороться и трудиться в осажденном городе, слова из 65-го псалма: «ты испытал нас, боже, переплавил нас, как переплавляют серебро».