Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

слово святейшего патриарха кирилла в свято-успенском кафедральном соборе ярославля

13.09.2010 12:11

источники: пресс-служба патриарха московского и всея руси / седмица.ru

ваше высокопреосвященство, владыка архиепископ кирилл, ваши высокопреосвященства и преосвященства, досточтимые владыки, дорогие отцы, братья и сестры!

я хотел бы выразить глубочайшее удовлетворение в связи с тем, что господь дал мне силы и возможность посетить ярославскую землю, проплыть по могучей русской реке волге, увидеть дивные волжские города, сохранившие и божественную и рукотворную красоту, которую созидали наши благочестивые предки. когда видишь эти древние храмы на столь прекрасной русской земле на фоне дивных северных пейзажей, понимаешь, что такую красоту могли создать только люди, имевшие внутреннюю красоту. человек безобразный, потерявший образ божий, человек-хищник, человек-зверь не способен творить прекрасно. он, движимый своими инстинктами, способен только разрушать, порабощать и эксплуатировать и, таким образом, насыщать свою необузданную гордыню, удовлетворять свои страсти или стремиться к обогащению.

к сожалению, проплыв по волге, я не сумел задержать своего взора ни на одном современном сооружении, кроме, может быть, электростанций, которые были построены в трудное время и которые действительно были нужны нашей стране. о чем же это говорит? это говорит о том, что бог, положивший в основу бытия мира закон гармонии, помогает осуществлять этот закон только тем, кто имеет бога в сердце. и еще и еще раз вспоминаешь эти пророческие слова достоевского: «красота спасет мир». именно красота, потому что гармония и красота - есть божий закон и осуществлять этот закон можно только, живя с богом.

сегодня мы слышали замечательные слова в евангелии от матфея - всем хорошо известную притчу о талантах. дал господин пять талантов человеку, и тот принес ему 10. дал два таланта, и тот принес ему четыре. дал один талант, и тот ничего не принес, но пошел и закопал этот талант. древним, к которым обращал господь эту притчу, было очень хорошо это все понятно, потому что талант был самой большой мерой серебра в римской империи, и пять талантов - это было целое состояние, да и один талант - это было богатство. господь осудил того человека, который закопал один талант в землю (см. мф. 25, 14-30).

эта притча помогает нам ответить на вопрос огромной философской глубины. очень многие мыслители, богословы, философы пытались понять, как соотносятся божественное и человеческое начало в истории. ведь вроде люди свободны. с другой стороны, существует промысл божий. где же кончается божественное и начинается человеческое? и вот эта простая притча помогает проникнуть в эту глубину бытия мира. бог дает таланты. ни один человек не может обрести то, что имеет сам. бог вкладывает в нашу природу некую программу. и люди отличаются друг от друга, потому что один предназначен к великим деяниям, у него множество талантов, у него огромные силы, а другой получает совсем мало. про таких мы иногда говорим - он богом обижен, он обкраден судьбой, у него ведь ничего нет. и одно, и другое, и третье - от бога. и величайшие таланты, и посредственность, и средний уровень способностей и возможностей и человеческих сил - все от бога. и эта ясная констатация, которую обретаем мы из сегодняшнего евангельского чтения, помогает понять: человек не может гордиться талантами и силой, будь то сила интеллектуальная, физическая, сила воли, потому что получено это даром от бога; и нельзя смеяться над теми, кто кажется обкраденным умом или человеческими силами, как нельзя никогда смеяться или уничижительно относиться к людям, имеющим физические недостатки. это божия программа человеческого бытия. и в этом смысле бог предопределяет развитие человеческой истории. он входит в человеческую историю этой особой программой, которую вкладывает в каждого из нас. здесь его воля, здесь его власть.

но ведь одновременно господь создал нас свободными, разумными существами. и как было бы ужасно, если бы вложенная богом в нашу природу программа работала подобно программе компьютера, а еще проще сказать, подобно тому, как мы будильник заводим на определенный час. если бы мы были просто механизмами, в том числе, может быть, заряженными и на совершение добра, это была бы иная жизнь - не человеческая, это была бы жизнь машин и роботов, запрограммированных на добро.

богу было угодно в свое творение вложить дар свободы. и каждый, обретая божественную программу жизни, может либо развивать те дары, которые бог нам дал, либо их уничтожать и разрушать - это наша свободная воля. дал господь человеку хорошую память, сильный интеллект, а он взял и пропил и память, и интеллект, и стал инвалидом в расцвете сил, потеряв все, - это его выбор. за этот выбор он ответит пред богом. или, напротив, получает человек дар от господа и всю свою жизнь трудится, мобилизует свои силы большие или малые, все от бога зависит. великие таланты, десять талантов или один талант, или полталанта, то, что господь дал, человек развивает, приносит как благоуханную жертву господу - свою жизнь, свои труды, свой подвиг, большой или малый. и вот здесь - область нашей свободы: пить или не пить, грешить или не грешить, верить в бога или не верить, строить храмы или разрушать. здесь мы свободны. но за эту область свободы мы и понесем ответ на великом и страшном божием суде. господь не спросит нас: «почему ты не имел талантов?», не спросит, потому что он раздает таланты. но он спросит: «а почему же ты на 5 талантов не принес 10? а почему же ты свой талант закопал в землю? а почему же ты жил не так, как я тебя учил жить?»

сегодня мы празднуем память святого благоверного великого князя александра невского, житие которого является замечательной иллюстрацией ко всему тому, о чем я вам сейчас рассказывал. в 20 лет юноша, ставший князем, правителем, побеждает шведов на неве, в 22 наносит поражение тевтонскому ордену на чудском озере, в 40 с небольшим предстает пред господом. какие же таланты нужны, какая сила духа, сила разума, сила воли, чтобы ровесник тех наших молодых людей, которые беззаботно гуляют по улицам ярославля или москвы, взял на себя ответственность за страну и победил. ему были даны пять талантов, а, может быть, и десять, и за короткую жизнь он принес богу великий плод и стал святым, потому что такой подвиг не мог быть не замечен людьми. и они прославили его святое имя, веря в то, что благоверный князь пребывает пред лицом божиим. как замечательно, что кафедральный собор в городе ярославле мы освящаем в честь успения пресвятой богородицы в день памяти святого благоверного князя александра невского. <...>

я хотел бы сердечно поблагодарить вас, владыка, и всех тех, кто вместе с вами трудился не покладая рук, чтобы к славному 1000-летнему юбилею первого православного града на руси был освящен этот величественный собор на берегу волги. <...>

Яндекс.Метрика