Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

митрополит волоколамский иларион посетил братство монастыря эсфигмен в карее

23 октября 2010 г. 17:30

22 октября 2010 года председатель отдела внешних церковных связей митрополит волоколамский иларион, возглавляющий паломническую группу русской православной церкви, находящуюся по благословению святейшего патриарха московского и всея руси кирилла на святой горе афон, посетил новое братство монастыря эсфигмен. образованное в 2005 году, братство временно проживает в карее, ожидая освобождения монастыря от удерживающих его раскольников. высоких гостей принимал игумен обители архимандрит хризостом с братией.

отец архимандрит обратился к архиереям русской церкви и сопровождающим их лицам:

рад приветствовать вас в этих скромных стенах нового братства монастыря эсфигмен. по гордости человеческой и попущению божию сегодня мы не имеем возможности пребывать в дорогой нашему сердцу обители. вам хорошо известны причины раскола в эсфигменской обители, до сих пор, к сожалению, не уврачеванного и кровоточащего на теле церкви. с теплотой и благодарностью богу я вспоминаю свое недавнее посещение русской православной церкви. господь сподобил нас общаться с вами в москве, мы знаем не понаслышке о вашем плотном графике, а потому благодарим вас за то, что вы нашли время и посетили нас в нашей нищете.

сегодня эсфигмен оккупирован, и мы даже не имеем права просто прийти туда, чтобы поставить свечу. я знаю, с каким интересом вы к нам относитесь — мы могли в этом убедиться в продолжение тех немногих часов, которые провели с вами, будучи в москве. все отцы, сопровождавшие меня, воодушевились той любовью и тем духом, с которым вы нас тогда принимали. мы знаем, что у вас есть много связей, много сил. возможно, вы смогли бы помочь в том, чтобы перед нами открылись двери нашего монастыря — и тогда мы с вами вместе торжественно совершили бы литургию в нашей обители. снова говорю: добро пожаловать! божия матерь и христос да помогут вам в вашем ответственном деле.

в ответном слове митрополит иларион сказал:

дорогие отцы игумены, братия! радуюсь возможности посетить ваш монастырь. русский народ говорит, что бог не в бревнах, а в ребрах. монастырь — это не только и не столько камни и стены, сколько человеческие сердца, объединенные любовью к богу и любовью к вере. мне приходится много путешествовать по странам западной европы и видеть монастыри, которые некогда были населены монахами, а сегодня пустуют или заняты какими-то светскими учреждениями. вы здесь живете в стесненных условиях, но ваша задача заключается в том, чтобы созидать обитель в ваших сердцах. и если вы будете исполнять эту задачу, то рано или поздно ваше братство водворится в тех стенах, которые являются его законным домом.

в 1992 году, когда я впервые приехал на афон еще молодым иеромонахом, я посетил 19 из 20-ти обителей, в том числе и монастырь эсфигмен. во всех монастырях, кроме эсфигмена, я слышал слова о любви христовой, видел добрые лица иноков, встречал радушие, чувствовал доброжелательность. в монастыре эсфигмен меня тоже приняли радушно, но разговор был не о любви христовой, не о духовной жизни, а о том, как плохо, что иерархи церкви встречаются с католиками и так далее. и что поскольку иерархи отпали от истины, монахи, которые жили в тот момент в монастыре, перестали поминать вселенского патриарха.

такой подход мы называем ревностью не по разуму. господь поставил архиереев, чтобы пасти христово стадо и заботиться о соблюдении церковной истины, а к монашеству он призывает людей для того, чтобы они оплакивали свои грехи и молились за весь мир, за всю церковь, начиная с патриархов и архиереев и кончая простыми мирянами. пусть богословы занимаются богословием, пусть архиереи занимаются своим делом, а монахи пусть ведут монашескую жизнь. я думаю, если каждый будет заниматься своим делом, то в церкви не будет дисгармонии, не будет конфликтов, а будет гармония и любовь. как апостол павел говорит: иных бог поставил в церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями (1 кор. 12, 28).

тысячи людей приезжают сегодня в афонские монастыри для того, чтобы получить то, что они не получают в миру, и научиться тому, чему они не могут научиться у обычных мирских священников, — тому строю духовной жизни, которая на протяжении веков созидалась здесь, подвигом, слезами, трудами и потом многих поколений монахов. дай вам бог быть наследниками этой тысячелетней афонской монашеской традиции. ищите прежде всего царствия божия, а все остальное приложится.

служба коммуникации овцс/патриархия.ru