Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

приход св. прокопия устюжского с. чернавское

  • приход св. прокопия устюжского с. чернавское окормляет иерей павел балин
  • 641402, курганская область, притобольный р-он, с. чернавское

село чернавское образовалось в 1752 году. находилось оно на коммерческом тракте из города кургана в станицу звериноголовскую, на берегу речки верхне-черной.

11 июля 1852 года священник викентий баженов и священник пресногорьковской станицы пишут рапорт «на место сгоревшей церкви 8 июля, заложена новая каменная, во имя святых прокопия и иоанна устюжского, с пределом во имя святых афанасия и кирилла патриарха, по плану и фасаду выданному в 1851 году с благословения покойного преосвященного архиепископа георгия. строил церковь крестьянин илья васильевич варапаев, о чем сказано в расписке «строение каменной церкви окончил в надлежащем виде, получил деньги сполна сколько было прописано по контракту». расписка была написана сыновьями при свидетелях, деньги были получены после смерти отца, 18 декабря в 1859 году.

церковь построена стараниями прихожан. церковь каменная в одной связи с колокольней, обшита листовым железом, окрашена краской, огорожена железной оградой на каменном фундаменте, по углам каменная караулка и усыпальница. престолов 2: первый – прокопия и иоанна устюжских; второй – афанасия и кирилла александрийских.

в приходе должен быть: священник, дьякон, псаломщик. первым священником был викентий иоаннович баженов – дьяконский сын по окончании курса в тобольской семинарии в 1832 году был уволен с аттестатом 3-го разряда, произведен в градо-курганской троицкой церкви во дьякона, а 1 августа 1834 году преосвященным афонасием в священники. в 1862 году был награжден наперсным бронзовым крестом на владимирской ленте в память о бывшей войне в 1853 – 1856 года. имеет грамоту.

как говорилось ранее, храм возведен в честь святого прокопия устюжского и святителя афанасия александрийского, что достаточно редко не только для зауралья, но и сибири в целом. святой прокопий устюжский был одним из первых русских юродивых христа ради. согласно житию, был он родом из западной европы, немец, из богатой купеческой семьи. кстати, в гамбурге тоже есть православный храм святого прокопия устюжского. прокопий (первое имя его неизвестно) приезжал в великий новгород, чтобы торговать. был он красив, молод, богат. но не столько торговал, сколько ходил по новгородским храмам и окрестным монастырям, часами и днями выстаивая на церковных службах. плененный красотой и мощью православия, по божией воле он отказывается от «латинства», принимает православное крещение, постригается в монахи, а все свое имущество раздает нищим и неимущим. становится юродивым, когда за внешним безумием хранится великая мудрость и мощная вера. почти нагим, в жалких лохмотьях, бродил он по городу, испытывая многочисленные жестокие издевательства.

но только светлел лицом, прощая своих обидчиков. юродивый покидает великий новгород, совершает тяжкое, немыслимое для простого смертного путешествие, идя, без одежды и хлеба, на восток сквозь дремучие леса и страшные болота. доходит до славного города великий устюг, где и продолжает служение юродивого христа ради до конца своих дней. совершает, по божией воле, немало пророчеств и чудес. юродивые, несшие свой тяжкий крест особого служения господу, всегда почитались на руси. достаточно напомнить, что храм василия блаженного стоит на красной площади. московский собор 1547 года причислил праведного прокопия к лику святых. в великом устюге во второй половине xvii века был возведен храм в честь святого прокопия устюжского. первопроходцы, основавшие село чернавское, были родом с русского севера, где находится и город великий устюг. конечно, они знали о своем святом прокопии устюжском, в честь которого и возвели храм.

другое имя, которому посвящен храм, - святитель афанасий александрийский, живший в iv веке и вошедший в историю христианства как справедливый и последовательный борец с ересью арианства, сохранивший чистоту веры.

за свою более чем 150-летнюю историю (храм освящен в 1857 году) он пережил и повидал многое.

гонения, воздвигнутые на православную церковь в россии в xx веке, многими историками признаются тяжелейшими со времени появления христианства. один господь ведает, сколько священнослужителей, монахов и мирян пострадали в это время, сколько святых божьих храмов было разрушено!

испытания не обошли стороной и храм в селе чернавское. разрушения были серьезные …, только стены и остались. как долго эти стены не слышали слов молитвы и не вдыхали благоухания ладана!

до 1933 года здесь проходили службы, но после большевики закрыли церковь. некоторое время помещение использовалось как зернохранилище, а потом она долгие годы стояла в запустении.

здание церкви богоборцы пытались разрушить, чтобы использовать прочный кирпич в общественных нуждах, но ничего у них не получалось. обрушили только часть колокольни. в таком плачевном состоянии церковь просуществовала вплоть до 2003 года.

сколько в лютые времена ни ломали церковь – только искры летели, а храм устоял. до сегодняшнего дня на кирпичах сохранились личные клейма мастеров.

настоятель храма отец павел балин не мог смотреть на запущенную церковь, а когда проходил мимо, то невольно отворачивался. не было средств, не было ничего, что позволило бы приступить к восстановлению храма. но на все воля божия. в какой-то момент наступил перелом…

сначала создали православную общину, стали молиться. а затем, окрепнув в молитве, приступили к восстановлению храма. то был тяжкий, ежедневный труд. причем работали на первом этапе в основном сельские бабушки.

отец павел трудностей не побоялся и взялся за это нелегкое дело. церковь возрождали всем селом. выгребли тонны сгнившего зерна, навоза, мела. часто приходилось выгонять лошадей, которые по привычке входили в здание церкви. денег, как и сил, на восстановление храма сельчане не жалели. и в селе и его окрестностях нашел и собрал он людей, готовых и способных восстановить святой храм.

разными были эти люди. кто-то был глубоко верующим. кем-то руководила любовь к отечественной истории. в ком-то вид разрушающейся красоты оскорблял эстетическое чувство. но цель у них была одна – восстановление храма.

сейчас самое тяжелое позади. трудами и молитвами прихода храм восстановили.

засияли белым светом стены, появились первые две иконы – божией матери «достойно есть» и святого прокопия устюжского. написаны они местным мастером сергеем шубиным.

тоже послал господь человека. сергей изготовил и основу иконостаса, который уже установлен в храме. сейчас каждое воскресенье в храме идет богослужение, которое привлекает все больше и больше людей.

недавно появился новый иконостас. его расписали художники ирина и анатолий русаковы.

приехали они из города владимира: 20 лет назад закончили художественно-графический факультет педагогического института. учились на одном курсе, студентами и поженились. имеют двое детей. дочь закончила 4-й курс архитектурного института, сын перешел в 5-й класс.

в мастерских аналогичную работу делает большой коллектив специалистов, а русаковы были вынуждены самостоятельно провести весь цикл работ. и если бы не помощники из местных жителей, вдвоем за месяц такой объем работ было бы не сделать. одна из помощниц – учительница татьяна алексеевна кубрак из глядянки. она и другие прихожане помогали шкурить доски, накладывать левкас. погода благоприятствовала: стояла жара, подготовили 27 досок за 5 дней.

традиционно русский иконостас бывает пятирядным, но в маленьком чернавском храме он четырехрядный. самый верхний ряд – ветхозаветные пророки и праотцы от адама до ноя, далее деисусный ряд, представляющий из себя богоматерь и святых, молящихся о роде человеческом: затем праздничный ряд – иконы «рождество», «сретенье», «троица» и пр., и самый нижний – местный ряд, где помещаются иконы тех святых, в честь которых названы храмы. в нашем случае – две иконы с местными святыми (прокопий устюжский и афанасий александрийский).

сегодня церковь в селе чернавском – это светлейшее сооружение с куполами цвета изумруда и дореволюционным крестом. хотя еще каких-то пять лет назад здание церкви было полуразрушено – отсутствовали крыша, часть колокольни, окна, внутри вольготно разгуливали лошади.

стараниями настоятеля храма иерея павла балина и его прихожан церковь была восстановлена. уже три года там идут регулярные службы.

в чернавском возрождаются народные православные праздники и традиции. и самое главное и дорогое, что участвуют в этом дети села, которые нередко приводят своих родителей не только на праздники, но и в церковь. вот ведь время какое: раньше бабушки и родители крестили детишек, а сейчас дети в чернавском потихоньку помогают родителям приходить к богу.

2 мая 2010 г., в неделю 5-ю по пасхе и в день памяти святой блаженной матроны московской, в селе чернавское кетовского района состоялось давно ожидаемое жителями села торжество – освящение храма в честь святого праведного прокопия устюжского. чин великого освящения возглавил архиепископ курганский и шадринский константин. владыке сослужили благочинный центрального округа протоиерей сергий еремеев, настоятель свято-чимеевского мужского монастыря иеромонах серафим (дмитриев), ключарь кафедрального собора св. александра невского иерей владимир лобов и настоятель освящаемого храма иерей павел балин.