Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

слово святейшего патриарха кирилла в неделю 31-ю по пятидесятнице, святых праотец

26.12.2010 14:14

источники: пресс-служба патриарха московского и всея руси / седмица.ru

ваши высокопреосвященства и преосвященства! досточтимые отцы, дорогие братья и сестры!

всех вас поздравляю с воскресным днем, с неделей праотцев и с рукоположением нового епископа, которому предстоит непростое служение на земле молдовы, дабы укреплялась вера православная в благочестивом народе этой страны, укреплялось и сохранялось единство нашей поместной православной церкви.

сегодня особый день - мы вспоминаем праотцев, приготовляя себя к празднику рождества христова. праотцы - это те, кто предшествовал спасителю в эпоху ветхого завета, кто совершал особое служение, сохраняя правду божию в избранном народе, сохраняя веру в то, что придет избавитель мира, христос спаситель, мессия. и для того чтобы, с одной стороны, подчеркнуть то великое значение, которое имели ветхозаветные праведники, а с другой - сказать о том, что принадлежность лишь по крови к избранному народу не спасает, апостол павел в послании к колоссянам, которое мы сегодня слышали, говорит о том, что в церкви божией нет ни эллина, ни иудея, ни варвара, ни скифа, ни раба, ни свободного, ни мужеского пола, ни женского, но все и во всем христос (см. кол. 3:11).

и неслучайно именно в неделю праотцев мы читаем на божественной литургии евангелие от луки, где господь рассказывает ученикам своим притчу о богатом человеке, который хотел предложить трапезу своим друзьям, но никто не пришел, ссылаясь на разные обстоятельства жизни (см. лк. 14:16-24). тогда он пригласил тех, кто был на улице, кто не был ему ни другом, ни родственником, чужих людей, причем не самых лучших: и больных, и хромых, и слепых, и нищих - тех, кого богатые люди к себе на трапезу не приглашают.

хорошо известно по святоотеческим толкованиям, какой смысл вложил господь в эту притчу. он говорил о народе иудейском, к которому он пришел, который он пригласил на трапезу, но очень многие отказались прийти. и тогда (уже не при земной жизни спасителя, а позже) на божественную трапезу были приглашены все народы земли - и эллины, и иудеи, и варвары, и скифы, и рабы, и свободные, и мужчины, и женщины. и как много было среди них недостойных - духовных калек, духовно нищих, духовно слепых, но пред всеми ними была открыта дверь в царствие божие. все они были желанными на пире веры; перед всеми ними была открыта возможность стать членами церкви христовой.

мы знаем, что так и произошло; и церковь всегда была сильна тогда, когда она провозглашала равную возможность для любого человека прийти ко христу - вне зависимости от национальности, положения, пола, вне зависимости от того, какое место в обществе занимает человек. никаких ограничений, никаких условий, никаких неудобоносимых бремен - только призыв божий. и в ответ на этот призыв в течение всей истории происходит великое божие чудо. люди, забывая о своих национальных, социальных, политических, имущественных различиях, устремляются к этой двери в церковь и входят на пир веры.

вот и наша русская православная церковь, являющаяся частью церкви вселенской, не различает национальностей. сегодня мы рукоположили молдаванина во епископа для церкви молдовы, которая есть часть московского патриархата. у нас есть сотни этнических групп и национальностей, и к каждой обращается слово веры, слово проповеди о христе. поэтому так ранит наше сердце всякое упоминание о межнациональных рознях, когда брат восстает на брата только потому, что тот отличается от него национальностью.

конечно, христианская открытость к любому человеку не означает терпимости ко греху и неправде. и христианская вера не призывает к слабости, но воспитывает людей, способных защитить невинного человека от всякого рода поношений и насилия - вне зависимости от национальности тех, кто совершает насилие.

и вот еще чему учит нас сегодняшнее евангелие от луки. древние иудеи, принадлежа к избранному роду, были уверены в том, что они, в силу своего избрания, - род спасаемый, что они непременно будут на пире веры, что бог примет их на этом пире. такова была удивительная уверенность в том, что само рождение в народе избранном предопределяет спасение, - в сознании древних иудеев достаточно было исполнять внешние предписания закона и человек автоматически спасался.

когда мы об этом задумываемся, то говорим себе: «это неправильно, человек не может спастись в силу принадлежности к той или иной нации». но мы забываем продолжить эти размышления и сказать, что человек автоматически не спасается и в силу принадлежности к церкви. можно принять крещение, можно приходить в храмы божии, можно даже участвовать в таинствах - и не спасаться, а погибать. и по отношению к нам, людям церковным, прозвучавшие сегодня слова апостола и евангелиста луки, излагающего притчу самого спасителя, - это слова, разящие нашу совесть. может быть, мы и есть те самые люди, кто отказался быть с богом? потому что один из нас женился, другой землю купил, третий волов приобрел, и нам некогда прийти к господу. и землю покупаем, и женимся, и приобретаем, вместо волов, множество других вещей, которые притягивают наше сознание и наше сердце, и все эти заботы о земле, о семье, о материальном благосостоянии, о деньгах затмевают наше сознание. мы и в воскресный день погружаемся в них, а не идем в храм божий. мы забываем о своей принадлежности к церкви, о своих обязательствах, принятых у купели крещения нами самими, если крестились взрослыми, или нашими восприемниками, если нас крестили в детстве.

а что затем? а затем господь сделает то же, что и в древней притче. он пошлет своих вестников на улицы городов и скажет хромым, слепым, несчастным, духовно и физически больным людям: «приходите ко мне»; и если они наполнят пир божий, то наполнят потому, что там пустые места.

эта притча действительно поражает сознание. она заставляет задуматься каждого нас о необходимости возобновить наше христианское призвание, возобновить наши крещальные обеты, понять, что быть христианином - это самая главная задача человека, а все остальное вторично - и земля, и семья, и волы, и все то, что окружает современного человека. главное - это бог и общение с ним в церкви христовой.

нам должны быть понятны и убедительны слова притчи, которую сегодня мы с вами слышали за божественной литургией. и, памятуя об этих словах, мы должны с достоинством нести свое христианское призвание, сознавая, что быть христианином - главное дело нашей жизни. аминь.