Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

новости

3 января 2010 г.

православный календарь: святитель петр, митрополит московский и всея россии чудотворец

святитель петр родился около 1260 г. в знатной боярской семье, на волыни. перед его рождением мать его увидела во сне, что она держит на руках агнца, а между рогами его растет дерево, покрытое цветами, плодами и горящими свечами. семи лет дитя начало учиться грамоте, но вначале безуспешно, пока наконец во сне неизвестный не коснулся его уст. после этого сна он стал хорошо учиться.
в двенадцать лет будущий святитель поступил в монастырь. начало иноческого пути юного подвижника было трудным: он исполнял тяжелые работы, но это не препятствовало внимательному изучению священного писания и обучению иконописи. иконы, написанные петром, раздавались братии и богомольцам. за добродетельную, подвижническую жизнь инок петр был рукоположен в сан иеромонаха.
после многолетних подвигов в монастыре иеромонах петр оставил обитель в поисках уединенного места. он построил келью и стал подвизаться в безмолвии. впоследствии на месте его подвигов образовался монастырь, названный новодворским. избранный игуменом, святой петр кротко наставлял духовных чад, словом и примером поучал братию. о добродетельном игумене-подвижнике стало известно далеко за пределами обители.
однажды ее посетил владимирский митрополит максим, обходивший русскую землю со словом поучения и назидания. принимая святительское благословление, игумен петр принес в дар написанный им образ успения пресвятой богородицы, перед которым святитель максим до конца жизни молился о спасении вверенной ему богом русской земли. эта икона сохранилась до наших дней в успенском кремлевском соборе в москве.
по кончине митрополита максима встал вопрос о новом митрополите. галицко-волынский князь юрий львович послал в царьград своего избранника – игумена ратского монастыря петра, а великий князь тверской и владимирский – тверского игумена геронтия. игумен петр прибыл первым, а игумена геронтия задержала буря. во время ее явилась ему богородица и сказала, что митрополитом должен быть петр. то же самое было открыто и патриарху афанасию. митрополит петр получил титул киевского, но, подобно своему предшественнику, перенес свою кафедру во владимир.
в самом начале своего служения святителю петру пришлось пережить большие скорби: на севере были недовольны выдвижением южнорусского игумена в митрополиты и на него были возведены тяжкие обвинения. дело это разбиралось на соборе и окончилось полным оправданием нового митрополита и посрамлением его недругов. но святитель петр отнесся к недругам с такой любовью, что снискал всеобщее уважение.
управление его пришлось на тяжелые времена татаро-монгольского порабощения. кроткий и мягкий к другим, когда дело касалось лично его, святитель петр был строг в церковном управлении. для блага своей паствы он совершил большое путешествие по всей руси; был и в золотой орде, где добился грамоты, охранявшей права русского духовенства.
другим важным делом святителя петра было перенесение митрополичьей кафедры из владимира в москву. провидя будущее значение новой столицы, святой петр переехал в небольшой городок москву и при этом дал совет князю иоанну калите, чтобы он построил в москве каменный храм в честь успения божьей матери. и в 1326 году в московском кремле был заложен успенский собор. в основании его, у жертвенника, святитель устроил для себя гроб.
после этого князь иоанн увидел во сне себя и необычайно высокую гору, покрытую снегом; снег этот быстро таял, а потом исчезла и гора. святитель объяснил князю, что растаявший снег предвозвещает его близкую кончину, а гора – самого князя.
вскоре святитель скончался на молитве во время вечерни – 21 декабря 1326 г.
князя в это время в городе не было. когда он вернулся, тело почившего было перенесено священниками в успенский собор и там погребено при большом стечении народа. во время этого шествия один инославный христианин увидел, что святитель сидит в гробу и благословляет народ на обе стороны. исцеления от гроба святого начались тотчас же.
через год (1327) успенский собор был закончен и освящен. новый митрополит феогност был во всем верен памяти и заветам почившего. он остался жить в москве, непрестанно молясь у гроба его, и сам был свидетелем многих чудес. обо всем этом он донес вселенскому патриарху и получил повеление причислить новоявленного чудотворца к лику святых. святые мощи святителя петра трижды обретались нетленными: в 1382 г., во время нашествия хана тохтамыша, когда гроб его обгорел; в 1477 г., когда обрушились стены собора, и в 1479 г., когда успенский собор был вновь воздвигнут в настоящем его виде итальянским зодчим аристотелем фиораванти.
мощи святителя петра, хранящиеся в успенском соборе московского кремля, стали одной из главных святынь московского государства. именно перед ними испрашивали благословения московские великие князья и цари, начиная какое-либо трудное дело.
эта традиция не утрачена и теперь. при интронизации (поставлении) в патриарха московского и всея руси новопосвящаемому дается в руки посох митрополита петра, который бережно сохраняется и доныне.