Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

протоиерей а. новопашин: духовно-нравственные проблемы воспитания молодежи и миссия церкви в их разрешении

доклад протоиерея александра новопашина, настоятеля собора во имя святого благоверного князя александра невского, на xiv новосибирских рождественских образовательных чтениях «духовно-нравственное воспитание детей и молодежи – общая задача государства и церкви».


духовно-нравственные проблемы воспитания молодежи… они весьма серьезные. и с этим нельзя не согласиться. и об этом нельзя не говорить. в этом наша миссия. потому что мы не можем молчать, ибо в этом случае станем соучастниками полного обмирщения и развращения подрастающего поколения! греческое слово «миссия» произошло от латинского «поручение». «идите, – говорит господь апостолам, – научите все народы, крестя их во имя отца и сына и святого духа» (мф. 28; 19). за века ничего не изменилось, и цель христиан осталась прежней – исполнять данное им поручение.

вот уже какой год не перестаем говорить о духовно-нравственных проблемах воспитания молодежи. проблема эта общая и для решения требует взаимообщения и соединения усилий всех здоровых сил общества.

когда взгляд скользит по поверхности, тем более у человека неравнодушного, но стоящего на расстоянии, то о происходящем в духовно-образовательной среде вполне может сложиться негативное представление. судите сами: культурологический предмет опк, поддерживаемый православной общественностью, чиновники явно саботируют; сексуальное «просвещение» в школах, толерантное отношение к однополым бракам, «планирование семьи», внушаемые со школьной скамьи, кляузничество учеников на родителей и учителей (я имею ввиду систему ювенальной юстиции), напротив, приветствуются, несмотря на очевидное возмущение со стороны родителей. ювенальную юстицию, невзирая на многотысячные демонстрации протеста россиян по всей стране, продолжают активно внедрять в россии. одновременно в молодежной среде нарастает псевдопатриотизм, экстремизм, алкоголизация, наркотизация, игромания, сектомания. молодые люди, страдая от бездуховности, пытаются найти отдушину, но, не имея ни духовного опыта, ни духовного руководителя, пропадают в трясине пороков. невидимыми идеологами молодежи указывается ложный жизненный путь – обогащения и удовольствия.

в противоположность этому церковь свидетельствует: «основная причина бегства многих наших современников в царство алкогольных или наркотических иллюзий – это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров. наркомания и алкоголизм становятся проявлениями духовной болезни не только отдельного человека, но всего общества. это расплата за идеологию потребительства, за культ материального преуспевания, за бездуховность и утрату подлинных идеалов» — так говорится в социальной концепции русской православной церкви о причинах увлечения наркотиками.

о том, что по благословению высокопреосвященнейшего тихона. архиепископа новосибирского и бердского при епархиальном управлении создан центр реабилитации наркозависимых, вы, наверное, слышали. у нас сегодня действующих семь православных общин. еще несколько городских социальных гостиниц, в которых нашли кров бездомные люди, наркозависимые и алкоголики, находятся под духовным окормлением православных священников. ранее это были больше сектантские, чем общественные. структуры. но руководители этих центров, особенно после встречи с владыкой тихоном, быстро разобрались, где правда, а где ложь, и выбрали другой путь. те, кто не был крещен – крестились, кто был крещен – вернулись в лоно матери-церкви пройдя чин отречения от псевдодуховности и присоединились к православию.

православная реабилитация страдающих от алкоголизма и наркомании на сегодняшний день признана самой эффективной. по словам блаженной памяти святейшего патриарха алексия ii, «без религиозной, без нравственной основы, только средствами современной медицины наркозависимость не преодолеть». главный нарколог области виктор букин утверждает: «нужно всегда смотреть в корень. уверен, что сдвинуть положение с мертвой точки удастся, введя в школах закон божий (заметьте, доктор говорит не об опк, а о законе божием!). с помощью этого предмета в относительно ближайшем будущем можно будет ликвидировать элементарную религиозную безграмотность и в какой-то степени решить проблему бездуховности населения – причину всех наших сегодняшних бед». а вот что говорят наркополицейские: «нам следует теснее работать с русской православной церковью и создать управленческие механизмы по обеспечению эффективного церковно-государственного сотрудничества», – эти слова принадлежат директору федеральной службы рф по наркоконтролю виктору петровичу иванову. в своем выступлении 21 декабря 2010 года на заседании гак он подчеркнул: «русская православная церковь является признанным духовным лидером, словом и делом несущим людям веру и глубокое понимание их божественного начала. и это делает ее важнейшим партнером государства в борьбе с наркоманией в обществе». в службе наркоконтроля увидели, что эффективна не просто православная реабилитация наркозависимых, эффективен православный подход к общему решению проблемы. духовно и нравственно просвещенная молодежь отвращается от порока, не приемлет его ни в каких формах.

растет преступность. зашкаливает! по словам главы конституционного суда рф валерия зорькина, «наш долг сегодня состоит в том, чтобы признать остроту и масштабность угрозы, нависшей над российским обществом. декриминализация социальной, экономической и политической жизни – сейчас главная наша задача в защите прав и свобод граждан, в утверждении конституционного правопорядка». «давайте бороться со злом, не поддаваясь отчаянию», – призывает зорькин. но как бороться?

если всей стране брошен кличь: обогащайтесь, то самый краткий путь к цели – преступление. значит, к каждому человеку надо приставить милиционера?

по поводу трагедии в кущевской, которая произошла в конце 2010 года, святейший патриарх сказал: «это есть плод того, что сегодня прививается нашему народу: живи, один раз живешь, бери от жизни все, удовлетворяй свою плоть, на этом пути нет преград». а это ведь тоже наркотик. и вот на это люди подсаживаются, как на иглу. ради этого наркотика они готовы убивать. и тогда, по слову святейшего владыки, «человек становится зверем». патриарх кирилл сказал, что бог иногда делает очевидными все ужасы человеческого бытия, «чтобы мы могли осознать: так жить нельзя, нужно жить по закону духа». вот и ответ, как бороться с преступностью, наркоманией, экстремизмом. жить по закону духа! нужна одухотворенная борьба против преступности, то есть борьба государства в симфонии, то есть в созвучии, с православием, нужно, прежде всего, всем жить по закону духа, ибо такая жизнь противостоит страстям, порождающим зло. без крепкого духовного стержня человек не в состоянии противиться многоликому злу. даже если он старается быть нравственным. потому что истинная, а не искусственная, нравственность – нравится это кому-то или нет – зиждется на религиозной основе. с богом все возможно! мы это знаем. бог не оставляет нас. но нужна симфония с государством. потому что только такое церковно-государственное созвучие приводит к гармонии в обществе. низшая форма нравственности – справедливость, высшая – любовь. это и есть залог единства народа.

в 2008 году было подписано соглашение о сотрудничестве гувд по новосибирской области и новосибирской епархии рпц. замечательны слова, которые сказал тогда начальник областного гувд генерал-лейтенант милиции сергей александрович глушков. «соглашение, – подчеркнул он, – это шаг к возрождению нравственности нашего народа. то, что было утрачено, должно возрождаться. русская православная церковь имеет богатый опыт духовно-нравственного воспитания, и этот бесценный опыт мы хотим использовать вместе с православной церковью в нашей правоохранительной деятельности. есть законы общества, есть законы божьи. когда одни дополняют другие и воспринимаются обществом – это есть благо». это есть симфония. в нашем городе и области совместно делается много добрых дел.

свой первый миссионерский рейд корабль-церковь «святой апостол андрей первозванный», о котором сегодня знают, наверное, все, совершил в 1996 году. но без поддержки администрации новосибирской области вряд ли это было бы возможным. и все эти годы областная власть всячески способствовала нашей миссии. в результате, за все годы плавания корабля-церкви миссионеры посетили около тысячи населенных пунктов, крестили не менее 10 тысяч человек, раздали огромное количество православной литературы. со священниками и катехизаторами в рейд шли врачи областной клинической больницы, которые за это время оказали медицинскую помощь тысячам! сегодня во многих даже самых отдаленных селениях, в которые заходили миссионеры, организованы православные общины, строятся церкви! священники проводят духовные беседы с учащимися сельских школ. были случаи, когда после таких бесед дети приходили на крещение целыми классами. и местные руководители только приветствуют такой духовный подъем среди селян.

миссионерский поезд «за духовное возрождение россии». в состав поезда входит два десятка вагонов, в том числе вагон-церковь, освященный во имя святителя николая чудотворца. среди миссионеров – священники, врачи, творческие молодежные коллективы, православные педагоги. в течение года поезд совершает семь-восемь рейсов по западной сибири и алтайскому краю, заходит в казахстан. и встречают поезд не только старики, много и молодых людей, приходят целыми семьями. в районах деятельности поезда памяти его участниками проводятся масштабные образовательные конференции, ведется широкая просветительская деятельность. и эта миссия тоже осуществляется совместно с областной администрацией и руководством железной дороги.

еще одна важная составляющая миссионерской деятельности, которая проводится в новосибирской епархии в симфонии с местной властью, а именно с управлением по физической культуре и спорту мэрии города новосибирска – это работа со спортсменами – людьми физически сильными, ответственными, целеустремленными. многие из них, достигшие славы, пользуются безусловным авторитетом у молодежи. духовно просвещая спортсменов, мы тем самым показываем и им самим, и их почитателям истинную славу, то, перед чем блекнут все спортивные авторитеты, все олимпийские медали – мы показываем истину, которая во христе. я свидетельствую, что спортсмены – кто с детской непосредственностью, кто настороженно, как апостол фома, – принимают веру христову, принимают, потому что генетически это и их вера тоже, это вера их отцов, отечественная вера. и этой миссии во многом способствуют городские спортивные чиновники. результаты: сами спортсмены не становятся на преступный путь и удерживают от этого молодежь.

под новый год, 25 декабря, при поддержке мэрии г. новосибирска и областной федерации пауэрлифтинга мы провели в новосибирске первый православный чемпионат по жиму штанги лежа на кубок имени святого александра невского. ничего подобного в стране, пожалуй, не было. в турнире пожелали участвовать именитые спортсмены из разных регионов западной сибири, среди которых были заслуженные мастера спорта, чемпионы россии и европы. в соревнованиях принял участие абсолютный чемпион мира сергей федосиенко. турнир привлек большое внимание молодежи, это был не только спортивный, но в некотором роде молодежный праздник. вот результат со-трудничества мэрии и епархиального управления.

о сектах – особый разговор! после падения железного занавеса, на страну хлынул грязный поток деструктивных организаций, среди них: «церковь христа», «свидетели иеговы», кришнаты, неопятидесятники (называющие себя протестантами), последователи движения «нью эйдж» и прочие тоталитарные секты и оккультные группы. молодые люди, попавшие в секты, начали бесследно пропадать, сходить с ума, рушились семьи, секты лишали своих адептов крова, выбрасывали людей без денег на улицы – началась настоящая «духовная мясорубка». государство оказалось в этой ситуации неспособным противостоять натиску сектантов. единственная, кто смог собраться с силами и начать борьбу – церковь христова. в епархиях при храмах начали организовываться специальные отделы, которые распространяли о сектах, пытавшихся скрыть свое истинное лицо под всевозможными общественными, медицинскими, реабилитационными, образовательными и прочими вывесками, правдивую информацию. одним из таких отделов у нас стал епархиальный информационно-консультативный центр по вопросам сектантства. начиная с 1994 года, сотрудникам этого центра удалось вывести из различных сект свыше двух тысяч человек, а это преимущественно молодые люди. наверное, не все они сегодня посещают православные храмы. но один раз оступившись, они уже не отойдут далеко от православной церкви, которая духовно просветила их, показала путь к свободе. и если перед ними встанет выбор, они несомненно выберут истинную веру – отеческую.

я сказал, что разговор о сектах – особый, потому что никаких соглашений о сотрудничестве (как это было, например, на областном и федеральном уровне с наркоконтролем, мвд, как это было с управлением по физической культуре и спорту мэрии новосибирска) государственные структуры в этой сфере с новосибирской епархией не заключали. иной раз кажется, что работа эта и не нужна никому, кроме церкви. однако на самом деле поддержка все-таки была и есть. она выражается в том, что к нам прислушиваются, нам доверяют. в информационно-консультационный центр приходят не только люди, пострадавшие от сект. к нам обращаются за информационной помощью чиновники – представители силовых структур, педагоги, юристы, журналисты. с центром активно сотрудничают психологи, юристы, врачи, сотрудники силовых ведомств. и в этом тоже есть какая-то симфония, есть некоторое созвучие власти и церкви.

но, к сожалению, в отдельных областях этого созвучия нет, и слышен только голос церкви. мы стоим и стучим, и не уходим, ждем, когда на наш стук откроют, наконец, дверь. я сейчас говорю – об образовании! поразительно, но именно эта область церковью не вполне охвачена. прежде всего, потому, что министерство образования не желает впускать церковь в школы, не откликается на ее голос! ну и что, что педагоги участвуют в рождественских чтениях? это еще не признание церкви, ее авторитета и опыта в духовно-нравственном воспитании. и вот что странно: милиционеры понимают необходимость сотрудничества с церковью, наркополицейские – понимают, врачи – понимают, спортсмены – понимают, а те от кого зависит российская система образования – …не понимают?

а мы говорим: «наше будущее целиком связано с традиционным воспитанием». это наша миссия. может быть, напрасно мы все это делаем? нет, не напрасно. нас слышат. и в образовательной среде будут происходить (они уже происходят!) позитивные изменения. на словах многие педагоги говорят то же самое, что и мы, соглашаются с нами, соглашаются с церковью. но говорят так, чтобы и услышали только мы. не пора ли повысить голос? не пора ли назвать вещи своими именами? и не пора ли переходить от слов к делу? пример: на 2010-2011 учебный год министром образования московской области лидией николаевной антоновой поставлена перед своими сотрудниками новая цель – введение духовно-просветительских предметов в программу каждой школы.

на западе, к примеру, не считается зазорным учить детей в школах основам традиционной религии. ни у кого не возникает по этому поводу никаких вопросов. почему же в нашей стране это вызывает бурю эмоций? или наоборот, психологический ступор? в первом случае это, по-видимому, реакция на силу, которая несомненно стоит за культурологическим, духовно-просветительским (миссионерским!) предметом опк. духовно просвещенное общество очень неудобно для реализации программ западного толка в нашей стране. оно просто отторгнет эти программы, как инородное тело, каковым они на самом деле являются для россии. ну а ступор возникает, наверное, у тех, кто по разным причинам панически боится высказывать свое мнение вслух или просто этого мнения не имеет. пора! пора переходить от слов к делу. менять идеологию воинствующего безбожника на национальную идею – православную культуру.

сейчас много говорят о культуре человека. культурный, значит, интеллигентный, образованный, отзывчивый, вежливый… но когда мы говорим о культурном человеке, то, прежде всего, имеем в виду не столько культуру его поведения, сколько его духовный мир. церковь пытается разными способами доносить молодежи информацию об опасностях, которые таит в себе культура без бога. латинское слово «cultura» означает «возделывание», «воспитание», «образование», «развитие» и происходит от слова «cultus» – «почитание, поклонение, культ». то есть культурный человек – это человек, который в рамках своего свободно принятого традиционного для его страны религиозного культа, получил представление о добре и зле. мы являемся наследниками тысячелетней великой русской православной культуры и обязаны отстаивать свою культурную самобытность. именно отстаивание своих традиционных культурных интересов является гарантией укрепления нашего государства и решения важных духовных и, как следствие, нравственных проблем в молодежной среде. и в этом – одна из основных задач педагогов. вместе с церковью педагоги смогут воспитывать нравственно чистых, культурных людей, патриотов своего отечества.

наша общая с педагогами задача, чтобы общество поняло, что нравственность – это основа выживания коллектива, семьи, личности, общества, государства и всей человеческой цивилизации, – потому что сила нации – в силе духа.

спаси, господи!

orthedu.ru / http://ansobor.ru/

(голосов: 1)

версия для печати просмотров: 8

Яндекс.Метрика