Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Со 2 по 4 февраля 2011 года в Кафедральном Соборном Храме Христа Спасителя в Москве прошел Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. В течение трёх дней архиереи Русской Православной Церкви обсудили и утвердили более десяти важных документов, которые в ближайшие годы будут определять церковную жизнь. О работе Собора и о своих впечатлениях рассказал епископ Архангельский и Холмогорский Даниил, член Священного Синода и Президиума Архиерейского Собора.

-Владыка, что на Ваш взгляд наиболее ярко характеризует состоявшийся Собор?

- Мне бы хотелось сказать о самом главном - об атмосфере удивительной доброжелательности и открытости, которая была на Соборе. Пока немного состоялось Соборов, в которых участвует вся полнота Русской Православной Церкви. Вся карта мира была представлена правящими епископами. Это более двухсот человек говорящих на разных языках, в том числе, и японском. Среди них был мой друг, японский владыка Серафим, с которым давно дружим. Он приезжал к нам на Сахалин, а я приезжал к нему в Японию. (И он, кстати, имеет желание приехать на Соловки). И вот эта атмосфера, в которой проходил Собор, она очень радует, воодушевляет на труды, вдохновляет на молитву.

- Как была организована работа Собора?

- Я бы отметил такой важный момент, что во время заседаний каждый имел возможность высказать свое мнение. В зале стояли четыре микрофона, не считая микрофоны Президиума, и все желающие выходили и говорили свои предложения. И была удивительная обстановка доброжелательности. А ведь мы собрались все разные, и в том числе и по возрасту, некоторым уже за 80, а кто-то гораздо моложе. Если попробовать собрать в одном зале такую разновозрастную аудиторию, все будут говорить по-разному и понимание будет различным, что естественно для человеческого общества. Один говорит, другой не соглашается, поправляет. На Соборе все это проходило в конструктивном ключе, без раздражения и непонимания. Чаще видишь по телевидению другие примеры: один выступает, другой его прерывает, одергивает или, кто-то говорит какие-то здравые вещи, но в тоне негодования, раздражения. Примеры у всех на глазах. Но то, с каким настроением проходил Архиерейский Собор, мне кажется, можно было бы взять за образец и сделать предписание, чтобы в Думе во время дискуссий не повышали голос. Ведь как гласит пословица: «Юпитер, ты сердишься, значит, ты не прав!»

- Какие на Ваш взгляд рассматривались наиболее важные вопросы?

- Документы, которые рассматривались на Соборе - это плоды реальных дел, практика жизни и опыт разных епархий. Чтобы опыт получил распространение по всей Церкви, были сформированы и приняты те или иные документы. Среди них доминирующее значение придается социальному служению Церкви. Мы занимались и другими направлениями, но именно в этой сфере сформирована огромная папка документов, чем должна и может заниматься Русская Православная Церковь. Всего не перечислить: это и проблемы воспитания, и наркология, и работа с различными слоями населения. Когда мы это обсуждали, я сразу вспомнил слова святителя Иоанна Златоуста, который говорит: у нас ничего общего нет только с дьяволом! С любым человеком у нас очень много общего: руки, ноги, голова, одни проблемы и одни неудачи. Поэтому, и действия нашего Патриарха, и этот настрой вселяют надежду на дальнейшее развитие не только церковной жизни, но и тех сфер, в которые Церковь входит и начинает их освящать, преображать, вливать энергию Духа, энергию света, энергию мира.

Человек, который находится в немирном состоянии, он ничего не может создать положительного. Он скорее способен разрушить. Чтобы создавать человек должен погрузиться в состояние умиротворения. Великие произведения искусства были созданы в состоянии мирного духа. Церковь всегда призывала к миру, внутреннему миру, прежде всего. Когда он у человека есть, тогда легко достигнуть и внешнего мира. Но если мы хотим, чтобы люди жили в мире друг с другом, не ругались, не вели войны, а при этом забываем о внутреннем мире, то все эти благие пожелания лишь вывески, за которыми ничего нет. Сначала нужно умириться в своем сердце, внутри, а потом возможно помочь и другому, даже взяв негативную энергию на себя и ее «проглотив», не давая ей больше выхода. Церковь ко всему этому призывает.

Беседовала Мария Засецкая