Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Начало 21 века на Чукотке ознаменовано не только стремительным экономическим развитием региона. Округ сегодня переживает и духовное возрождение. Настоящим украшением окружного центра стал возведенный здесь Собор Единой Живоначальной Троицы. В Эгвекиноте, после длительного перерыва, строители Чукотской торговой компании возобновили строительство храма, приостановленное на время кризиса. Рядом с величественным собором в Анадыре завершается возведение управления Епархии, а на въезде в столицу округа все выше в небо устремляется стройный шпиль небольшой часовни.


Все включено

— Часовня? Это хорошо, — выгружаются с катера пассажиры. — А где часы висеть будут?

И строителям в очередной раз приходится объяснять «знатокам», что название «часовня» действительно происходит от слова часы, но не тех, что показывают время — так называются краткие службы, совершающиеся в Православной Церкви.

И все же, насколько оправдано появление в небольшом городе, уже имеющем собор и храм, еще одной культовой постройки?

— Каждое из зданий Епархии имеет свое функциональное значение, — пояснил нам священнослужитель отец Леонид. — Собор — это, в первую очередь, главный храм города. Здесь проводятся богослужения, совершаются крещения, венчания, отпевания. Также проходят занятия воскресной школы.

У строящегося епархиального управления — административные функции. В нем расположены актовый зал, где будут проводить собрания, специальное помещение для утренников воскресной школы, покои и приемная владыки, бухгалтерия, канцелярия, жилые комнаты для духовенства Епархии, а также трапезная.

Ничто не вечно под луной

В так называемом, «нижнем» храме, службы сейчас не проводятся. Здание закрыто на ремонт. После его завершения, какое-то время в нем будут проходить богослужения. Кроме того, здесь есть небольшой баптистерий для крещения взрослых, существует возможность совершать эти таинства с полным погружением тела.

И все же, в перспективе, нижний храм планируется закрыть, превратив его в своеобразный музей. К такому решению пришли руководители города и округа, священнослужители Епархии. На сегодняшний день это здание является единственным памятником историко-архитектурного наследия Анадыря. В нем когда-то функционировал первый храм, затем был открыт клуб, здесь заседали ревкомовцы Чукотки, работал магазин, затем вновь появился храм. По метаморфозам, которые претерпевало это строение, можно проследить всю историю города. Для того чтобы этот памятник не потерять, выделяются средства, как из муниципального бюджета, так и из внебюджетных источников.

Что касается часовни, которая строится рядом с храмом, то она призвана «застолбить» это историческое место. Хотим мы этого или нет, но первый храм, рано или поздно, вконец обветшает и никакая реставрация не сможет продлить его жизнь. Часовня же строится на перспективу и простоит здесь ни один десяток лет. Какое-то время она будет соседствовать с храмом, а после его сноса, ознаменует собою то место, откуда в Анадыре началось православие.

Но, самое главное, часовня органично впишется в единый архитектурный ансамбль русского деревянного зодчества, который представляют собою собор и будущее епархиальное управление.


Опыт к опыту

При возведении собора, управления, а теперь и часовни, использован один и тот же материал – отцилиндрованные бревна, изготовленные по уникальной технологии ООО «ЭкоРТ», доставленные на Чукотку из далекого поселка Знаменское, что на севере Омской области. Но если главный храм города был построен, а офис епархии строится сейчас силами плотников с материка, то возведение часовни отдано на откуп местным мастерам, в данном случае — Чукотской строительной буровой компании (ЧСБК). Честно говоря, решение несколько неожиданное. Известно, что «ЭкоРТ» очень трепетно относится к реализации своих проектов, и предпочитает воплощать их в жизнь самостоятельно.

— Нами налажена система, и мы стараемся своими силами доводить объекты до конечного потребителя. Это — вопрос профессионального образования, ответственность и гордость за свою работу, — говорит руководитель ООО, инженер, ученый, изобретатель и прекрасный строитель Владимир Гришмановский. — Но к специалистам Чукотской строительной буровой компании у нас особое отношение. Мы уже несколько лет работаем вместе и успели понять, что они — настоящие профессионалы. Отличная команда, отличный коллектив. И мы не сомневаемся, что они блестяще воплотят наши идеи в жизнь.

— Подряд на строительство часовни стал для нас настоящим подарком, — говорит начальник ЧСБК Владимир Кривец. — Это не просто духовное дело, это дело нашей души, как строителей, так и православных. Освоение средств — не самоцель. Цель — в очередной раз подтвердить свою состоятельность, свой профессионализм.

— И когда часовня сможет принять первых верующих?

— Уже в этом году.


Игра в четыре руки

Вместе с отцом Леонидом спускаемся на берег лимана к месту строительства часовни. Честно говоря, я предполагал увидеть здесь множество снующих, пилящих, рубящих, строгающих рабочих. Можете представить себе мое удивление, когда на объекте я застал только двоих.

Александра Жесткова, наверное, можно назвать бригадиром. Правда, в его бригаде всего один рабочий — Вадим Кадохов. Неужели, практически отстроенное здание часовни – результат работы двух человек?

Мой скептицизм угасает по мере беседы с бригадиром. Александр Михайлович в строительстве уже двадцать лет. Родом он из маленькой деревушки, расположенной посреди леса близ Пензы. И к дереву у него отношение особое. Патриархальный уклад жизни, еще сохранившийся в глубинке России, знаком ему не понаслышке.

— Маленьким, бабушка всегда водила меня на службы, которые проходили в небольшой деревянной церквушке, одной – на четыре-пять деревень. Впечатления – незабываемые: комфорт, какая-то общность и, теплота… Нечто подобное хотим создать и в Анадыре. Несмотря на появившиеся новые технологии, от дерева никто не отказывался и не откажется. Так, тот же деревянный стеклопакет сегодня стоит в 3 раза дороже, чем самое навороченное пластиковое окно.

Благодаря ООО «ЭкоРТ», чукотские строители сегодня обеспечены необходимыми материалами для возведения стен и наружной отделки часовни. Бревна уже уложены в строгий сруб. Кровлю в ближайшее время покроют пластины с медным покрытием. Можно приступать к внутренним работам? А вот здесь, как раз, не все так просто. ЧСБК заказало все необходимые материалы, а также покрытие с позолотой на отделку купола. Но когда придет этот теплоход? Уместно вспомнить, что именно из-за сложной транспортной схемы, в прошлом году были значительно сдвинуты сроки начала возведения строителями из «ЭкоРТа» здания управления Епархии, в то время как, по свидетельству Владимира Гришмановского, Чукотская строительно-буровая компания все свои работы по установке свайного поля, заливке фундамента, благоустройстве территории сделала качественно и в срок:

— Мы бы приехали значительно раньше, но наши контейнеры больше чем на месяц задержали на железной дороге. Объективное обстоятельство, которое повлияло на начало строительства…

Сегодня те же «объективные обстоятельства» мешают завершению строительства часовни.



Заложники транспортной схемы

— Многие не понимают специфики Чукотки, — говорит Александр Жестков. — «Почему вы центральные районы страны называете материком?», — спрашивает меня товарищ, живущий, кстати, на острове — Земле Франца-Иосифа, — «Вы — полуостров, и поэтому сами находитесь на материке».

— Хорошо, — отвечаю ему, — Как долго на вашем острове длится навигация?

— Круглый год!

— А у нас — три месяца. Что успеют завезти, тем и будешь питаться весь оставшийся год…

И, тем не менее, строители ЧСБК преисполнены оптимизма. Ими даже куплен у «Анадырьстроя» станок для обработки еще не прибывших досок, которые предполагается использовать для внутренней обшивки стен, потолков, обналички. Александра Михайловича не пугает и перспектива работы в морозных условиях, и это притом, что само предназначение часовни, в принципе, отопления и электрификации не предполагает.

— Дерево само по себе теплое, — говорит бригадир.

В то же время, с учетом географического положения города, короткого светового дня, электричество в часовню все же решено провести, а чтобы напряжение было всегда 220В и не скакало решено установить стабилизатор напряжения. Чтобы, заплутавший путник, в любое время дня и ночи мог зайти «на огонек».

— На Руси, в любом населенном пункте, на въезде всегда стояла часовня, — вступает в разговор отец Леонид. — Отправляющийся в дорогу, или прибывающий сюда, всегда мог зайти, помолиться, поставить свечку. Идея, возникшая у руководства Епархии и округа – продолжить православные традиции. В этом и заключается совместный план духовного и архитектурного благоустройства нашего города.



…В Анадырь возвращаются первые отпускники лета 2011 года. С удивлением взирают на невесть откуда возникшее строение в древнерусском стиле:

— Уезжали, ничего еще не было...

Все течет, все изменяется…