Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Источник информации: Патриархия.ru

протоиерей максим козлов рассказал о перспективах расширения присутствия церкви в высшей школе

28 февраля 2011 г. 16:04

в самарском государственном университете в рамках ii зимнего слета православной молодежи самарской и сопредельных епархий состоялся круглый стол, на котором обсуждались состояние и перспективы сотрудничества церкви и высшей школы.

в мероприятии приняли участие ректор самарского государственного университета игорь носков; архиепископ самарский и сызранский сергий; заместитель председателя учебного комитета русской православной церкви, настоятель храма в честь святой мученицы татианы при московском государственном университете протоиерей максим козлов; настоятель храма в честь святой мученицы татианы при самарском госуниверситете священник алексий богородцев; руководитель информационно-издательского управления синодального отдела по делам молодежи иеромонах димитрий (першин); ректоры, преподаватели и учащиеся самарских вузов и делегаты молодежного слета из других городов поволжья.

в своем выступлении протоиерей максим козлов констатировал, что в русской истории взаимоотношения церкви с высшей школой складывались неоднозначно. с одной стороны, можно вспомнить, в частности, профессора с.а. соболевского, который преподавал и в московском государственном университете, и в московской духовной академии. кроме того, при вузах существовали домовые храмы, а в университетах преподавались обязательные для всех курсы богословия.

«при этом место профессора богословия и место домового храма в дореволюционном университете было, скажем честно, очень ограничено. на праздник в храме мог быть один профессор, один священник и один студент. профессора были выдающиеся, но значимого влияния на студентов не оказывали», — сказал протоиерей максим козлов. основная причина столь малого влияния, по мнению священника, ? принудительность присутствия церкви в высшей школе в то время. например, для допуска к сессии студент должен был представить справку об участии в таинстве исповеди, причем эти справки порой покупались, а порой неверующий студент изображал участие в таинстве, профанируя его.

протоиерей максим козлов выделил несколько возможностей развития присутствия церкви в вузах в наши дни. первая из них ? это «развитие тех специализаций на существующих гуманитарных факультетах, которые в силу идеологического давления были изъяты из учебного курса». в мгу усилиями декана исторического факультета с.п. карпова возрождена кафедра церковной истории. «это значимый и позитивный пример, который в каком-то смысле должен стать парадигматическим», — сказал отец максим. другие примеры ? это кафедры византинистики на филологических факультетах, специализации и возможно кафедра церковно-государственных отношений и церковного права на юридических факультетах. священник с удовлетворением отметил, что и в духовных школах возрождено и расширяется преподавание общегуманитарных дисциплин, недоступных для студентов в советское время.

другая форма присутствия религии в вузах — теологические факультеты ? традиционна для европейской высшей школы, и появление этих факультетов вполне закономерно, если речь идет о встраивании в общеевропейское научное пространство. однако, как подчеркнул настоятель домового храма мгу, тщательной юридической фиксации требует статус преподавателей этих факультетов. они должны удовлетворять требованиям и высшей школы, и конфессии, вероучение и историю которой они излагают. по словам отца максима, двойное лицензирование теологических факультетов необходимо для того, чтобы они не стали «рассадниками эзотерических и сектантских учений». пока получается так, что изучать теологию идут те, кто больше никуда не поступил, потому что проходной балл низкий — «это не нужно ни вузу, ни государству, ни церкви», с сожалением отметил священник.

также развивается третья форма сотрудничества в общегосударственных формах ? совместные научные проекты, например, «православная энциклопедия», где реально осуществляется сотрудничество ведущих представителей духовных школ, российских и зарубежных вузов.

в россии возрождается четвертая форма сотрудничества церкви и вузов — институт домовых храмов, но пока их неадекватно мало — около семидесяти, сообщил священник. по его словам, существует зазор между законом о свободе совести и законом о высших учебных заведениях, постулирующем светский характер образования. в результате разрешение на открытие домового храма при вузе оставляется на личное усмотрение администрации. необходим церковно-государственный документ, трактующий закон об образовании и разъясняющий статус домовых храмов при вузах.

одной из проблем высшего духовного образования является непризнание государственного статуса высшего духовного образования и дипломов семинарий и академий. дипломы семинарий и академий сегодня ? внутренние документы церкви, которые не дают выпускникам права стать преподавателями школ и вузов, если у них нет других дипломов о высшем светском образовании. «нужна верификация хотя бы части дипломов и степеней каким-то соответствующим совместным церковно-вузовским органом», — подчеркнул отец максим, слова которого цитирует портал «татьянин день».

патриархия.ru