Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

9 марта 2011 года, в среду первой седмицы Великого поста, архиепископ Рязанский и Касимовский Павел совершил первую в 2011 году  Божественную Литургию Преждеосвященных Даров в Христорождественском кафедральном соборе Рязанского Кремля, в сослужении соборного духовенства. После богослужения его Высокопреосвященство согласно рязанской традиции освятил приносимые хлеб и соль.

/смотреть фотографии/

Происхождение Литургии Преждеосвященных Даров

С древних времен Православная Церковь для особого, благоговейного почитания св. Четыредесятницы как времени строгого поста и покаяния, не совершает священнодействия полной Литургии в дни Великого поста, кроме суббот и воскресных дней, а совершает Литургию Преждеосвященных Даров. Эта Литургия, как показывает самое название ее, отличается от Литургии св. Иоанна Златоуста и св. Василия Великого тем, что на ней предлагаются для причащения Св. Дары, уже освященные на прежде бывшей Литургии св. Василия Великого или св. Иоанна Златоуста. Поэтому на Литургии Преждеосвященных Даров не бывает приношений и освящения Св. Даров.

Начало Литургии Преждеосвященных даров восходит к первым векам христианства. Св. Симеон Солунский говорит: «Преждеосвященная Литургия произошла издревле и от апостольских преемников». Михаил Керулларий, патриарх Константинопольский (XI в.), тоже свидетельствует о ее древности:
«Литургия Преждеосвященных Даров есть древняя и древлепреданная, известная Св. Церкви Божией еще до тайноводственников наших Златоуста и Василия Великого, что видно из 49-го правила Лаодикийского Собора. Во всех св. Церквах сохраняется молитва из неописанного предания, что читаемая по перенесении Св. Даров на жертвенник тайная молитва принадлежит св. Афанасию Александрийскому».
Если Литургия Преждеосвященных Даров и может быть названа апостольским введением, то не потому, чтобы она была написана самими апостолами, так как и после апостолов долго не было определенного письменного богослужебного чина; она не была устно предана апостолами в своем настоящем виде, но она называется апостольским учреждением в общем своем составе и в главных своих частях.
Причащение Преждеосвященными Дарами сохраняется от времен апостольских, как это видно из свидетельства св. Иустина Мученика, который говорит, что диаконы относили Св. Тайны к отсутствовавшим на богослужении в церкви членам общины, которые могли принять Св. Тайны на другой или на третий день, так как не всегда были к тому готовы. В древности существовал и другой обычай - уносить с собою часть Св. Даров для ежедневного причащения, как об этом свидетельствуют Тертуллиан, св. Киприан, св. Григорий Богослов и др. Св. Василий Великий говорит об египетских отшельниках, что они, не имея священников, хранили при себе Св. Дары и причащались ими. В Александрии и других городах Египта верующие также хранили у себя Св. Дары для причащения.
Причащение при богослужении Преждеосвященными Дарами, хранящимися в храме, как уже было сказано, восходит ко временам апостольским. В Апостольских Постановлениях говорится:
«После приобщения всех мужей и жен диаконы пусть возьмут остатки и отнесут в дарохранительницу.» Эти остатки Св. Даров предназначались для причащения как больных, так и всех участников богослужения, на котором не приносилась бескровная Жертва. Из 52-го правила Трулльского Собора видно, что еще до этого Собора Литургия Преждеосвященных Даров была общеизвестна, особенно на Востоке, а Трулльский Собор утвердил совершение ее во дни св. Четыредесятницы, кроме субботы, недели и праздника Благовещения. О Литургии Преждеосвященных Даров свидетельствует св. Софроний, патриарх Иерусалимский (VII в.): «Ныне более прочих в уважении священнодействие Великого Василия и Иоанна Златоуста с Литургиею Преждеосвященных».
Как имеющая апостольскую основу и являющаяся творением апостольской Церкви, Литургия Преждеосвяшенных Даров (как в древности, так и теперь) не надписывается чьим-нибудь именем. В древнейших рукописных памятниках чин этой Литургии надписывается именем апостола Иакова, апостола Петра, евангелиста Марка, Василия Великого. Чины этой Литургии, существовавшие в Церквах Иерусалимской, Антиохийской и Александрийской, отредактировал, сократил, внес даже молитвы собственного сочинения св. Василий Великий, и в таком виде она была введена в Константинопольской Церкви, а оттуда распространилась по всему христианскому Востоку и вытеснила прежние чины Литургии.
Что же касается присвоения авторства этой Литургии св. Григорию Двоеслову (ум. 604 г.), то оно относится уже к позднейшим временам (ХVI в.) и возникло на почве глубокого почитания, с каким православный Восток относится к имени этого св. мужа, восстановившего в Римской Церкви некоторые из древних обрядов, забытые там и сохранившиеся во всей первобытной чистоте на Востоке (в том числе и Литургию Преждеосвященных Даров), и тем как бы заслужившего предпочтительное перед прочими отцами Церкви право на всегдашнее сочетание его имени с этой Литургией. В греческих синаксариях с IX века помещаются известия о том, что св. Григорий Двоеслов ввел у римлян совершение полной Литургии в дни Великого поста, а позднее (например, в Прологе, под 12 марта) это известие стало изъясняться и переводиться так, что он ввел в Римской Церкви совершение великопостной Литургии (разумеется Преждеосвященной).
У нас в России, когда господствовал Студийский Устав (ХI-ХIII вв.), Литургия Преждеосвяшенных Даров совершалась во все седмичные дни Великого поста (кроме субботы и воскресенья). Но со времени введения Иерусалимского Устава (XIV-XV) и до настоящего времени Литургия эта совершается только по средам и пятницам Великого поста и в дни праздников.

/по материалам сайта Православие.ru/