Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Братья Евтропий и Клеоник и племянник великомученика Феодора Тирона Василиск были друзьями. После мученической кончины святого Феодора они оставались заключенными в Амасийской темнице, где обратили многих язычников к истинной вере.

После бесславной гибели Публия, истязавшего святого Феодора, правителем Амасии был назначен Асклипиодот, который не уступал в жестокости своему предшественнику. Узнав, что друзья Феодора Тирона все еще находятся в темнице, правитель приказал привести их к нему. Евтропий, Клеоник и Василиск твердо исповедали веру во Христа, за что были преданы жесточайшему избиению. Во время пыток святой Евтропий громко молился, призывая имя Божие. И его молитва была услышана. Страдальцы увидели Господа с сонмом ангелов и предстоящим Ему святым Феодором, который ободрил их: "Вот на помощь вашу Спаситель пришел, чтобы вы известны стали в вечной жизни".

Воины и многие стоявшие поблизости также увидели Спасителя. Они испугались и стали просить правителя прекратить пытки. Увидев, что народ волнуется и готов уверовать в Истинного Бога, правитель велел приостановить суд. Он пригласил Евтропия к себе на обед и предложил публично принести жертвы языческим богам, оставаясь в душе христианином. Но святой отверг это предложение.

На следующий день мучеников привели в языческий храм, чтобы склонить их к участию в ритуалах. Тогда святой Евтропий стал молиться: "Господи, истреби языческое беснование. Подай милость, чтобы на этом месте христиане приносили Тебе бескровные жертвы". Едва прозвучало последнее слово молитвы, как началось землетрясение, рушились стены храма и изображение богини Артемиды разбилось. В это время явственно прозвучали слова свыше, что молитва мучеников услышана и впоследствии на этом месте будет воздвигнут христианский храм.

После землетрясения едва оправившийся от испуга правитель велел врыть в землю высокие деревянные колья, привязать к ним мучеников и поливать их кипящей смолой. Святые не оставляли молитву, а Евтропий сказал мучителям: "Да обратит Господь дело ваше против вас!". И тут же смола стала обжигать тех, кто ее лил, а с мучеников стекала, как "вода по мрамору". Но, одержимый неистовством, Асклипиодот приказал усилить пытки. Тела святых терзали железными крючьями, их раны поливали уксусом и посыпали солью. С удивительной твердостью переносили они все это.

Последнюю ночь перед казнью святые мученики провели в молитве, и снова Господь явился им и укрепил их. Утром Евтропия и Клеоника распяли на крестах, а Василиска продолжали томить в заключении. Тюремные стражи, пораженные его мужеством, позволили Василиску отлучиться в родное село для прощания с матерью и братьями. Правителю донесли об этом, и он приказал святому явиться на казнь в сапогах, подбитых изнутри гвоздями. Он был обезглавлен, а тело его брошено в воду. Местные христиане нашли честные останки и похоронили. На месте страданий святого Василиска и доныне течет источник, который славится своими целительными свойствами.

Житие святых мучеников Евтропия, Клеоника и Василиска еще раз убедительно показывает нам, что имя Божие, произносимое с верой и благоговением, имеет великую силу.

История христианской Церкви предоставляет нам бесчисленные примеры, свидетельствующие о силе имени Божия, молитвенно произносимого верующими. Особенно в отеческих сказаниях мы видим множество случаев, когда от одного произнесения имени Божия исчезают бесы, со всеми своими ухищрениями и призрачным блеском своей силы. При произнесении имени Божия перед лицом искушений и опасностей, сила Божия неожиданно посещает человека в такое время, когда, по-видимому, неизбежна его погибель во вражеских сетях.

Жил в Константинополе чародей, который хотел привлечь к служению бесам одного христианского отрока. Чтобы показать ему силу и величие бесовского князя, чародей увел отрока за город в пустынное место. И вот предстал перед ними город с железными воротами. Они входят в него, а затем и в стоящий посреди него храм. В храме этом горело множество светильников, а на высоком престоле сидел некто, подобный царю, в окружении многочисленных слуг. Это и был князь бесовский, который радостно поприветствовал чародея, усадил рядом с собой и спросил, для чего он привел отрока. Тот ответил: "Мы - твои слуги, и он хочет быть твоим". Тогда сатана спросил отрока: "Мой ли ты слуга?". И воскликнул отрок: "Я служитель Отца и Сына и Святого Духа". От этого возгласа вдруг пал с престола сатана, пали все его слуги, погиб чародей и исчез призрачный город. Отрок остался один посреди пустыни и, увидев возле себя коня, поспешил возвратиться в Константинополь и поведать всем о случившемся с ним.

Вот как спасительно призывание имени Божия! Все мы нередко подвергаемся подобным искушениям. Дух лукавый старается смутить душу человека, омрачить ум его. Кого смущает бес гордости, кого - бес сребролюбия, блуда, уныния и так далее. Пользуемся ли мы призыванием имени Божия как первым спасительным средством к отражению вражеских нападений? Имя Христа - это единственное имя, которое должно быть на устах у христиан: "Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись" (Деян. 4, 12).