Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

архиепископ константин выступил с докладом на v международной научной конференции «социальные ценности и выбор времени»
15.04.2011

 

14 апреля 2011 года в курганском государственном университете состоялась v международная научная конференция «социальные ценности и выбор времени», на которой с докладом о философско-религиозной антропологии виктора несмелова выступил профессор, академик раен, архиепископ константин.

конференция была организована совместными усилиями министерства образования и науки рф, курганского государственного университета, курганского отделения российского философского общества, курганского отделения российского гуманистического общества и общественной палаты кургана.

также по благословению архиепископа константина, для повышения образовательного уровня духовенства на конференции присутствовали: руководитель отдела по взаимодействию с вооруженными силами протоиерей владимир дедов, настоятель храма св. георгия победоносца протоирей анатолий бородин, клирик свято-троицкого прихода иерей михаил сычков, настоятель благовещенского прихода иерей игорь сивых, руководитель миссионерского отдела протоиерей димитрий алексеев, клирик храма прп. сергия радонежского иерей алексий смирнов, юрист курганской епархии инокиня нектария (беседина), референт отдела религиозного образования и катехизации ю.в. виноградов.

открыли конференцию приветственные слова главного федерального инспектора по курганской области в.а. балакина и председателя курганской областной думы в.н. казакова.

в своем докладе о философско-религиозной антропологии виктора несмелова архиепископ константин, в частности отметил, что христианская антропология составляет третье звено в христианской онтологии после теологии (собственно учение о боге) и космологии.

«несмелов является автором учения, которое по существу, представляет первый систематический опыт философского обоснования православного учения о человеке от альфы до омеги, - продолжил архиепископ константин. - он начинает с антропологического доказательства бытия божия, бунта против бога в духовном мире, грехопадения человека, продолжает искуплением и спасением человека и завершает воскресением христа и всех умерших. до несмелова эти вопросы рассматривались фрагментарно, без системы. он был одним из первых представителей того идеалистического движения в россии, которое сводило всю проблематику философии к науке о человеке, и именно так называется его главный труд.

необходимость уяснения природы человеческой личности заставляет несмелова, как последовательного философа начать с гносеологических изысканий. несмелов с самого начала разграничивает составные части понятия мировозрение: наука, философия и религия».

архипастырь продолжил, что ученые не знают происхождения материи в прошлом, и не могут создать ex nihilo (из ничего) ни грамма вещества и научно (экспериментально) не могут доказать, что будет с материей. поэтому естествоиспытатель не вправе ставить вопрос о смысле мирового существования. и тем не менее ученые ставят эти вопросы, во-первых, потому что это интересно, а во-вторых, потому что в мире существует и та полоса реальной действительности, которая создается человеческим разумом. поэтому, она представляет из себя планомерно организованную систему целей и средств. этот искусственный мир, создаваемый человеком, в свою очередь в каждом человеке создает субъективную уверенность, что все мировое бытие тоже опирается на какое-то разумное основание, тоже построено по плану и тоже преследует какие-то разумные цели. однако, они экспериментальному исследованию не подлежат. поэтому, оставленные наукой, но научно вовсе не устранимые, эти вопросы смысла бытия и другие неизбежно создают рядом с экспериментальной наукой другую, умозрительную науку - философию.

далее несмелов перебрасывает мост от философии к религии. человеческий интеллект так организован, продолжает несмелов, - что по своей природе он способен рассматривать или оценивать мир не только с точки зрения времени, но и с точки зрения вечности. с этой "точки зрения он рассматривает тот же самый мир вещей и событий в религиозном созерцании его безусловной основы, и потому с этой религиозной точки зрения, мир представляется уже не только механическим сцеплением преходящих вещей и событий, но и реальным осуществлением во времени вечных идей и хотений бога". отметим для уяснения этой мысли, что философия у несмелова отличается от религии еще и тем, что религия есть жизнь по вере в бога, а философия есть мысль об истинной жизни по истинной вере в бога. а жизнь не менее важна, чем мысль.

несмелов этим не удовлетворяется и делает попытку доказать объективность веры с позиции интуитивизма. интуиция улавливает в мировом бытии присутствие чьей-то всемогущей силы, которою все содержится, и чьего-то всевидящего ока, от которого ничто не укрывается. существует факт реальной идеальности собственной человеческой личности, т.е. «факт существования человека с такими реальными свойствами, которые на самом деле находятся в решительном противоречии и с природой мира, в котором живет человек, и с природой самого человека, как составной части мирового целого. эти исключительные свойства человеческой природы заключаются в разуме и в свободной воле человека...».

кроме того, голос совести указывает человеку в чувственном мире существующего сверхчувственный порядок "должного быть". это воспринимается человеком как установление высшей воли, которая, поэтому и судит человека за отступление от этого сверхчувственного порядка. нравственность не создает религию, - возражает несмелов канту, а только осуществляет ее. из этих религиозных интуитивных познаний и переживаний логически в человечестве развиваются понятия о боге как верховном законодателе и судьи, а далее как о промыслителе и спасителе человека.

несмелов очень убедительно доказывает, что «человеческая личность реальна в бытии и идеальна по своей природе, и самим фактом своей реальной идеальности она непосредственно утверждает объективное существование бога, как истинной личности. 

таким образом, мы видим, что несмелов, как и раньше, все свои рассуждения переводит на экзистенциальную почву. для него идея бога прирождена человеку. он исходит из факта, а не из понятия, и этот факт не может быть ни философским, ни антифилософским, а просто лишь существующим.

«отправная точка антропологических построений несмелова - это загадочная двойственность человеческого бытия в этом мире, - отметил далее архиепископ константин. - с одной стороны, человек - дитя природы, "простая вещь" физического мира, подвластная жестким законам биологии, физиологии. человек даже 6 минут не может прожить без кислорода. эти законы равнодушны к тому, что человек, существующий, как неповторимая личность, разрушается подобно всему остальному. с другой стороны, человек, обладающий разумом, свободой и нравственностью, ясно сознает свою безусловную ценность, выходящую за пределы мира вещей. несоответствие идеальной природы личности человека реальным условиям приковывающего его мира делает его существо двусмысленным, исполненным внутреннего конфликта.

в человеке есть безусловное, надприродное начало: разум, самосознание, свобода и нравственность - значит безусловное начало есть и вне человека: ведь материальное зеркало не может отражать несуществующий предмет. и здесь несмелов делает сильнейший ход, выдвигая небывалую идею религиозной антропологии: человеческая личность является даже не зеркалом по отношению к богу, а самим изображением бога, и "образ божий в человеке не возникает под формою какого-нибудь явления сознания, а представляется самою человеческою личностью во всем объеме ее природного содержания, так что это содержание непосредственно открывает нам истинную природу бога, каким он существует в себе самом" . человек лишь потому существует в качестве личности, что отображает в себе безусловную сущность и личность. истина бытия божия утверждается здесь на неизвестных ранее основаниях. бердяев даже называл это «несмеловским» доказательством бытия божия. мысль несмелова, что образ божий отображается не в какой-либо одной составляющей человека, например, в уме, а в совокупности всех проявлений личности продолжается в православной концепции "богословия образа".

несмелов заявляет, что образ бога вовсе не дан человеку в готовом понятии. поэтому познание бога происходит в процессе самосознания человеческой личности, и наоборот, «думая о боге, человек думает о себе самом, и религиозное сознание человека в действительности всегда и непременно является составной частью его самопознания».

несмелов убедительно доказал, что человек - не только элемент видимого мира, но и участник инобытия, безусловного и сверхчувственного миропорядка: сознание "я" указывает на действительное существование человеческой личности в качестве метафизической сущности. в самосознании человек выходит за пределы этого мира. человек сознает себя личностью высшего порядка, а не вещью природного порядка, и это сознание не могло возникнуть из мира вещей, из порядка низшей природы. сознание своего богоподобия есть сознание не от мира сего. это сознание родилось из мира иного.
в учении несмелова о реальном отображении бога в человеке – ключ ко всей его метафизике, его истолкования идей спасения и искупления. ведь противоречивая двойственность человеческого бытия есть не только факт жизни, но и свидетельство виновности человека»,- заключил архиепископ константин.

также с докладами выступили доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и культурологи ргппу с.з. гончаров о критериях социальных ценностей.

о государстве как о механизме социального регулирования рассказал доктор философских наук, заведующий кафедрой философии кгу, профессор б.с. шалютин.
о социокультурном основании образования доклад огласила и.н. степанова доктор философских наук, профессор кафедры философии кгу.
о ценностях и поколениях в современной россии рассказал к.а. фомичев, кандидат исторических наук, доцент кафедры организации работы с молодежью кгу.
«время и ценностная динамика человеческого существования» с таким докладом выступила д.н. мельникова, главный редактор журнала «наука и образование казахстана».

 

 

 

пресс-служба курганской епархии