Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Источник информации: Оренбургская епархия
вербное воскресенье – вход господень в иерусалим

17 апреля 2011 года – один из великих, двунадесятых праздников – вход господень в иерусалим или вербное воскресенье.

высокопреосвященнейший валентин, митрополит оренбургский и бузулукский, в этот день совершал божественную литургию в никольском кафедральном соборе оренбурга в сослужении духовенства собора. по благочестивой традиции, верующие пришли в храм с веточками вербы, которую по окончании богослужения священники окропили святой водой. во время службы во дворе собора также совершалось окропление верб, поскольку в этот день в никольский собор пришло очень много оренбуржцев.
тропарь праздника
общее воскресение прежде твоея страсти уверяя из мертвых воздвйгл есй лазаря, христе боже. темже и мы, яко бтроцы победы знамения носяще, тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя господне.

о празднике
торжественный вход господень в иерусалим празднуется православной церковью в последнее воскресенье перед светлым праздником пасхи. это – один из великих праздников и называется он еще вербным воскресеньем, потому что в этот день за всенощной службой божией (или за утреней) раздаются молящимся освященные ветви вербы или других растений.
в старину с зелеными ветвями встречали царей, возвращавшихся с торжеством после победы над врагами. и мы, держа в руках первые распускающиеся весною ветви прославляем спасителя, как победителя смерти; потому что он воскрешал умерших и в этот самый день входил в иерусалим для того, чтобы умереть за наши грехи и воскреснуть и тем спасти нас от вечной смерти и вечных мук. ветка служит у нас знаком победы христа над смертью и должна напоминать нам о будущем воскресении всех нас из мертвых.
сегодняшний день – торжественный и светлый, на время преодолевающий сосредоточенно-скорбное настроение великого поста и предваряющий радость святой пасхи. в празднике входа господня в иерусалим ярко загорается слава христа как всемогущего бога, и как царя, сына давидова, владыки, приветствуемого избранным народом божиим. в этот день церковь вспоминает, что пришедшие на праздник пасхи иудеи встречали иисуса как мессию, как пророка, как великого чудотворца, ибо знали, что он незадолго до этого воскресил четверодневного лазаря.
в воскресенье вечером богослужебные тексты свидетельствуют о наступлении страстной, или великой, седмицы. начиная с вечерни недели ваий, все песни триоди постной ведут нас по следам господа, грядущего на вольную смерть.
вход иисуса христа в иерусалим для предания себя на поругание, на унижение, на мучительную и позорную смерть на кресте ради спасения грешных людей имеет глубочайшее нравственное и символическое значение. прообразом этого великого события считается вход давида в иерусалим после его победы над голиафом. давида радостно и благодарно встречал и приветствовал весь народ. и возревновал царь саул и затаил злобу против давида. давид же, спустя некоторое время, стал великим царем иудеи и израиля.
в вербное воскресенье за трапезой разрешаются рыба, елей и вино.

началась страстная седмица
в воскресенье вечером богослужебные тексты свидетельствуют о наступлении страстной, или великой, седмицы. начиная с вечерни недели ваий, все песни триоди постной ведут нас по следам господа, грядущего на вольную смерть.
понедельник, вторник и среда страстной недели посвящены воспоминанию последних бесед спасителя с учениками и народом. в каждый из этих трех дней евангелие читается на всех службах, полагается прочитать все четыре евангелия. но кто может, тот непременно должен сам читать эти места из евангелия дома и для себя, и для других. указание, что надо читать, можно найти в церковном календаре.
великая пятница – самый скорбный день в году. в великую пятницу воспоминаются крестные страдания и смерть господа иисуса христа.
утреня великой пятницы служится в четверг вечером - читаются двенадцать евангелий, повествующих о страданиях христовых.
великая пятница, когда умер на кресте спаситель, – это тот день в году, когда не служится божественная литургия: она считается совершенной христом на кресте. вместо литургии совершаются царские часы – чтение в храме перед крестом псалмов и евангелия о страстях господних.
пятница – день крестной смерти христа – постный в течение всего года, в саму же великую пятницу соблюдается строгий пост: по уставу в этот день вкушать пищу могут только больные и дети и только после захода солнца. однако в связи с тем, что служба вечерни совершается днем в пятницу, во многих храмах дозволяется вкушать пищу после службы выноса плащаницы.
вынос плащаницы – иконы христа, лежащего во гробе – совершается, как правило, днем. примерно в два или три часа дня плащаницу выносят из алтаря и устанавливают в центре храма – во «гробе» – возвышении, украшенном цветами.

(по материалам сайта патриархия.ру)
Яндекс.Метрика