Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Святая Церковь вспоминает сегодня пребывание Иисуса Христа телом во гробе, сошествие душой во ад, введение разбойника в рай, пребывание на престоле со Отцом и Духом и вместе с тем предуказывает наступление великого события Воскресения Христова. В исключительных, особенных службах Великой Субботы, Церковь, проливая слезы любви и благодарности к Положившему жизнь Свою за друзей и врагов Своих и телом Почившему во гробе, призывает всех к святейшему и драгоценнейшему гробу Его – все народы, небо и землю, ангелов и людей.

БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ

На Страстной седмице, в день Великой Субботы, на Гроб Господень сходит удивительный Благодатный Огонь. Накануне празднования Пасхи в кувуклии являются чудесные молнии, вспышки огней – небесное пламя! Блистающее осияние, подобное мелкому рассыпанному бисеру – белого, голубого, алого цвета, который, соединяясь, краснеет и некоторое время не жжет, не опаляет. Каков источник света, который строго по православному богослужебному календарю является один раз в году? Благодатного Огня, который в Великую Субботу, в 2-3 часа пополудни, нисходит в Иерусалиме на Гроб Господень? Который возникает в связи с празднованием Пасхи на том месте, где в первом веке произошло славное Христово Воскресение?

Очевидцы свидетельствуют, что этот «огонь появляется искрами и моментально разливается по всему Гробу; он имеет бледно-синюю и желтоватую окраску... Первое время огонь не жжет; он начинает жечь только по прошествии нескольких минут, когда свечи разгорятся сильным пламенем. До этого момента многие обводят этим огнем кругом головы, шеи и обнаженной груди, и от него не загораются ни волосы, ни одежда, а тело не чувствует никакой боли».

Поразмыслим об этом... Если огонь не жжет и никаких предметов не опаляет - следовательно, при своем явлении излучает крайне мало тепловой энергии. В течение нескольких минут пламя имеет необычный цвет и при этом – достаточно низкую температуру, фитиль полыхает, а тепла почти не излучает – только свет!

Каждому из нас приходилось видеть грозу, и зрелище это впечатляющее. Но для удара молнии требуется столь колоссальное напряжение, что если бы «сверкающие зигзагообразные молнии» вокруг кувуклии порождались высоковольтным разрядом, все живое близ него тотчас же погибло бы. «Голубоватый облак» – это шаровая молния? Ничего подобного! При движении и взрыве шаровой молнии вылетают стекла, прожигаются предметы, погибают люди. Итак, зигзагообразное сияние есть, но нет высоковольтного разряда. Голубой, движущийся шар мирно сходит на икону, и это не шаровая молния, которая подожгла бы, разнесла ее в щепки. В нашем случае мы наблюдаем «молнии» и «зарницы», не связанные с атмосферным электричеством. Это явление выходит за привычные рамки обыденного мира.

Вот другие свидетельства этого события. «В этот раз ждали больше обычного, и народ уже забеспокоился, а когда по стенам кувуклии то здесь, то там засверкали молниевидные вспышки, то поднялся крик... Наш батюшка стоял близко и говорил, что впечатление было, будто сами камни колются и из них высекаются искры – сильное свечение...».

Искры из камня – не обжигающие, сияющие, радостные! Три года назад в кувуклии был пожар, и последнее время она стоит закопченная, стянутая для прочности металлическими брусьями. Однако при пожаре от камней кувуклии никакого сияния не исходило. Оно исходит лишь накануне Пасхи. Так, схождением Благодатного Огня на Гроб Господень, завершается Страстная седмица. Спустя несколько часов Патриарх Иерусалимский снова выходит из часовни и говорит на весь мир: «Христос Воскресе!» Святая земля и весь христианский мир исполняются радостью великого праздника.

Согласно древней традиции, огонь, полученный в Великую Субботу на тридневном ложе Искупителя, неугасимо поддерживается в кувуклии целый год и тушится лишь накануне нового великосубботнего дня. Само запечатание кувуклии совершается в присутствии ассистентов, свидетельствующих, что в часовне не осталось и следа земного огня. Так ежегодно, накануне Пасхи, в храме Гроба Господня совершается таинственное общение небесного с земным. Обратите внимание, что явление Благодатного Огня происходит с определенным циклом и строго по Православной Пасхалии. Пасхалия же в свою очередь связана с Воскресением Христовым, а не с астрономией или какими-либо природными явлениями.

Попробуем объяснить эти факты. Святая Пасха может праздноваться в широком интервале от 22 марта до 25 апреля (по новому стилю: 4 апреля – 8 мая) с циклическим периодом в 532 года. Сообразуясь с великим пасхальным кругом, этот день можно рассчитать заранее на пятьсот лет. В 1996 г. Пасха праздновалась 14 апреля (нового стиля), а Благодатный Огонь сошел 13-го. В 1998 г. Пасха пришлась на 19 апреля, но в тот год Святой Огонь сошел уже 18-го. В 2000 г. Пасху совершали 30 апреля, а Благодатный Огонь явил себя 29-го. Так было в древности, так происходит и сейчас: периодичность сошествия Благодатного Огня незримо привязана к празднованию Светлого Христова Воскресения. Святой Огонь сходит независимо от людей, в подобающий день, но тем только подтверждает истинность вычисляемого людьми дня восстания Спасителя из мертвых, дня праздника святой Пасхи.

В чем же необычность ежегодного сошествия Благодатного Огня непременно в субботу Страстной седмицы? Да в том, что этот день празднуется накануне Пасхи и определяется ею! Ведь празднование дня Светлого Христова Воскресения рассчитывается по александрийской Пасхалии, составленной в IV веке и до сих пор ни разу не исправлявшейся.

Почему день православной Пасхи вычисляется именно так? Потому что при этом счете он соответствует вселенскому событию дня восстания из мертвых. Как пишет авторитетнейший профессор Болотов: «Иисус Христос воскрес: а) неизвестного числа марта или апреля, б) в воскресенье, следующее за полнолунием первого весеннего месяца, в 16 нисана». Но нам надо знать это число в привычном счислении времени. Для получения дня празднования Воскресения Христова, при совмещении лунного (еврейского) и солнечного (юлианского) календаря, Никейский собор 325 г. н. э. определил: праздновать Пасху в воскресенье, следующее за полнолунием первого весеннего месяца, т. е. того месяца, полнолуние (14-я луна) которого или совпадает с днем весеннего равноденствия (в IV веке это 21-е марта) или бывает после этого дня.

Подтверждением правильности расчетов по Православной Пасхалии дня празднования Светлого Христова Воскресения служит схождение на Гроб Господень Благодатного Огня каждый раз накануне вычисленного нами пасхального воскресенья. Мы начинаем славить воскресшего Христа не в какой-то чисто символический день, а именно в тот, в который Он воскрес две тысячи лет назад. «Наша вера правая – вера православная», – скандируют ликующие христиане у Гроба Господня после сошествия Благодатного Огня.