Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

архиепископ константин совершил божественную литургию в кафедральном соборе
17.05.2011

15 мая 2011 г., в неделю 4-ю по пасхе, о расслабленном, архиепископ курганский и шадринский константин совершил божественную литургию в кафедральном соборе св. александра невского.

его высокопреосвященству сослужили ключарь кафедрального собора иерей владимир лобов, руководитель миссионерского отдела, настоятель кирилло-мефодиевского храма протоиерей димитрий алексеев, клирики кафедрального собора иерей михаил ширяев и иерей павел захаров.

накануне вечером архипастырь совершил всенощное бдение в кафедральном соборе.

за богослужением права ношения палицы был удостоен протоиерей димитрий алексеев.

в четвертую неделю по пасхе — о расслабленном — церковь вспоминает чудесное исцеление господом иисусом христом расслабленного. после чтения евангелия владыка константин обратился к собравшимся с проповедью, в которой пояснил отрывок воскресного чтения.

«сегодня мы слышали два сходных отрывка — из книги деяний святых апостолов и евангелие от иоанна об исцелении расслабленного. два этих отрывка об исцелениях, но они сильно отличаются друг от друга.

в книге деяний описывается, как апостол петр исцелил расслабленного по имени эней, во время своего пребывания в лидде. исцеленный, буквально, прыгал от радости. услышав об этом, ученики христовы попросили апостола петра еще об одном; рядом было селение, в котором умерла одна добродетельная женщина — тавифа — это имя переводится как „серна“, по-видимому, она была очень кроткой, добродетельной — апостол петр воскресил тавифу.

совсем другое происходило в иерусалиме — где творил чудеса сам христос. христос исцелил расслабленного около овчих купелей — вифезд, что значит „дом милосердия“, куда примерно раз в год невидимо сходил ангел; когда он сходил, вода вскипала, бурлила и человек, который первый входил в эту воду — исцелялся, чем бы ни болел. это место особое, потому что там омывали агнцев, которые были предназначены для жертвоприношения в иерусалимском храме», — отметил правящий архиерей.

«святые отцы следующим образом толкуют этот отрывок, — пояснил владыка константин. — мы видим пять крытых каменных ходов, в которых происходило очищение пред будущей жертвой. жертва за грехи всего мира — иисус христос, которому было нанесено пять ран — руки, ноги, ребра. из ран излилась очистительная кровь, которая смывала грехи всего человечества. в ветхом завете прообразом этого стали пять ходов овчей купели, где очищались жертвенные животные. раз в году ангел сходил на воды, что является пророческим указанием на крещение господне в иордане. и мы в таинстве крещения очищаемся от всякого греха. это прообразы, духовные объяснения события».

«христос видел скорбящих, которые ждали исцеления, — продолжил архипастырь. — из сотен он выбрал одного человека и задал ему, на первый взгляд, неуместный вопрос: „хочешь ли быть здоров? больной отвечал ему: так, господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода“ (ин. 5, 6-7). и иисус христос сказал ему: „встань, возьми постель твою и ходи“ (ин. 5, 8).

особенность этого евангельского отрывка в том, что от расслабленного не требуется веры, признания. христос не спрашивает — веруешь ли? нет и оставления грехов. что интересно, пролежавши 38 лет, и получив такое исцеление, мы, из очень подробного повествования иоанна богослова, не видим, чтобы исцеленный поблагодарил христа. библия показывает разные типы людей.

и вот к исцеленному подбежали иудеи, возмущенные тем, что он ходил, скрутивши свою циновку, не чтя субботы. христу надо было доказать, что он — воплощенный бог и является властелином и субботы.
через двор от купален находился храм. и этот исцеленный сразу же пошел туда, чтобы поблагодарить бога. в храме иудейские священники призывали и к любви и к милосердию. вне всякого сомнения, они знали человека, который ожидал исцеления 38 лет. но они не обрадовались его выздоровлению, не возблагодарили бога, хотя постоянно призывали его имя. они возмутились тому, что этот человек ходит со своей циновкой и тем самым оскверняет субботу. исцеленный отвечал им: „кто меня исцелил, тот мне сказал: возьми постель твою и ходи“ (ин. 5, 11).

иудейские священники догадывались, что расслабленного исцелил иисус христос. потом христос встретил исцеленного в храме и сказал ему: „вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже“ (ин.5, 14). исцелившийся же пошел и рассказал иудеям кто его исцелил».

«исцеления, которые мы получаем, не являются одновременно и очищением от грехов. мы не должны забывать слова иисуса христа „не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже“ (ин. 5, 14).

мы должны помнить следующее: столкновение человеческой немощи, боли, горя и божественного милосердия произошло в овечьих купальнях. но затем человек пошел в храм и там его встретил христос. если у кого-нибудь из нас случается горе, вспомним слова христа: „не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже“ (ин. 5, 14). исцеление — пусть и небольшая, но победа над смертью, потому что всякая болезнь приближает кончину, всякое исцеление её отдаляет, а победителем смерти является христос, который воскрес и освободил нас от вечной смерти», — заключил архиепископ константин.

пресс-служба курганской епархии