29 июня - день памяти святителя феофана, затворника вышенского
сайт нижегородской епархии. текст сайта pravoslavie.ru
святитель феофан, в миру георгий васильевич говоров, родился 23 января 1815 года в селе чернавское орловской губернии в семье священника. в 1837 году окончил орловскую духовную семинарию и поступил в киевскую духовную академию.
в 1841 году окончил академию и принял монашество с именем феофан. затем преподавал в санкт-петербургской духовной академии (спда). в 1847 году в составе русской духовной миссии был направлен в иерусалим, где посетил святые места, древние монашеские обители, беседовал со старцами святой горы афон, изучал писания отцов церкви по древним рукописям.
здесь, на востоке, будущий святитель основательно изучил греческий и французский языки, ознакомился с еврейским и арабским. с началом крымской войны члены духовной миссии были отозваны в россию, и в 1855 году святитель феофан в сане архимандрита преподает в спда, затем становится ректором олонецкой духовной семинарии. с 1856 года архимандрит феофан — настоятель посольской церкви в константинополе, с 1857 года — ректор спда.
в 1859 году хиротонисан во епископа тамбовского и шацкого. в целях подъема народного образования епископ феофан устраивает церковноприходские и воскресные школы, открывает женское епархиальное училище. в то же время он заботится и о повышении образования самого духовенства. с июля 1863 года святитель пребывал на владимирской кафедре.
в 1866 году по прошению уволен на покой в успенскую вышенскую пустынь тамбовской епархии. но не возможностью покоя влекли к себе сердце владыки тихие монастырские стены, они звали его к себе на новый духовный подвиг. время, оставшееся от богослужения и молитвы, святитель посвящал письменным трудам.
после пасхи 1872 года святитель уходит в затвор. в это время он пишет литературно-богословские труды: истолкование священного писания, перевод творений древних отцов и учителей, пишет многочисленные письма к разным лицам, обращавшимся к нему с недоуменными вопросами, с просьбой о помощи и наставлениях. он отмечал: «писать — это служба церкви нужная. лучшее употребление дара писать и говорить есть обращение его на вразумление грешников».
святитель оказал огромное влияние на духовное возрождение общества. его учение во многом родственно учению старца паисия величковского, особенно в раскрытии тем о старчестве, умном делании и молитве. наиболее значительные его труды — «письма о христианской жизни», «добротолюбие» (перевод), «толкование апостольский посланий», «начертание христианского нравоучения».
святитель мирно почил 6 января 1894 года, в праздник крещения господня. при облачении на лице его просияла блаженная улыбка. погребен в казанском соборе вышенской пустыни.
канонизирован в 1988 году как подвижник веры и благочестия, оказавший глубокое влияние на духовное возрождение общества своими многочисленными творениями, которые могут рассматриваться чадами церкви как практическое пособие в деле христианского спасения.