Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Святые Мануил, Савел и Исмаил были родными братьями и происходили из знатного персидского рода. Их отец был язычником, но мать-христианка крестила детей и сумела воспитать их в твердой вере во Христа Спасителя. Повзрослев, братья поступили на военную службу. Однажды, в качестве послов персидского царя Аламундара они были посланы для заключения мирного договора к императору Юлиану Отступнику.

Юлиан принял их с подобающей послам честью и оказывал расположение. Но когда братья отказались принять участие в языческом жертвоприношении, разгневанный император, нарушив закон, заключил мирных посланников чужой страны в темницу как преступников. На допросе он объявил им, что если они презирают почитаемых им богов, то ни о каком мире между их странами не может быть и речи. Святые отвечали, что они посланы своим царем с государственным поручением, а не для того, чтобы рассуждать и спорить о вере и богах.

Видя непреклонность братьев, Юлиан приказал подвергнуть их жестоким мучениям. Святых распяли на деревьях, в головы вонзили гвозди, под ногти рук и ног вбили острые спицы, но они, как будто ничего не чувствуя, продолжали молиться и славить Бога. Наконец, мученикам отсекли головы, а тела Юлиан приказал сжечь. Но внезапно произошло землетрясение, и разверзшаяся земля приняла в свои недра тела святых братьев. Через два дня, после усердной молитвы местных христиан, земля вернула тела мучеников, от которых исходило благоухание. Многие язычники, ставшие свидетелями этого чуда, уверовали во Христа и крестились.

Узнав об убийстве своих послов и о том, что законопреступник Юлиан с войском идет против него, царь Аламундар собрал войско и стал на границе своих владений. В этом сражении персы одолели противника. Юлиан Отступник был убит святым Меркурием. Через 30 лет благочестивый император Феодосий Великий построил в Константинополе храм в честь мучеников Мануила, Савла и Исмаила, а святитель Герман, Константинопольский Патриарх, написал в память и похвалу святым канон.

Житие святых мучеников Мануила, Савла и Исмаила представляет нам пример твердости в вере и любви к Богу и ближним.

Христос сказал: “Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа” (Ин. 17, 3). Поэтому древние христиане верили в единого Бога, всемогущего Творца неба и земли, и потому гнушались идолами. Эта вера была не мертвой, бездушной мыслью о Христе, но живой, сердечной уверенностью в Его Божественности, которую ничто не могло уничтожить. Когда их спрашивали: “Христиане ли вы?”, они смело отвечали: “Да, мы христиане!”. От них требовали принесения жертв идолам, но они говорили: “Не можем! Один Создатель неба и земли. Ему одному подобает слава, честь и поклонение!”.

Пусть же пример святых мучеников не останется для нас бесплодным. Кто не старается иметь веры, подобной их вере, мужества, подобного их мужеству, любви, подобной их любви, тот не может исполнять хорошо ни одного дела, а тем более главного дела своей жизни – очищения сердца и спасения души. Тот, кто боится Бога не больше, чем людей, кто не решается потерять что-либо на земле ради своей веры, тот не сможет устоять ни в каком духовном сражении и идет по дороге греха прямо к погибели.