Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Святой мученик Леонтий, родом грек, служил военачальником римских войск при царе Веспасиане и жил в городе Триполи. Он исповедовал христианскую веру. Узнав о Леонтии, который сам отвергал идолов и других отвращал от поклонения им, римский сановник Адриан послал к нему трибуна Ипатия с воинами.

Святой Леонтий сам встретил их у въезда в город и, пообещав указать того, кого они ищут, предложил прежде отдохнуть с дороги у него в доме. Святой принял воинов с таким радушием, с каким встречают самых дорогих друзей, а после трапезы объявил, что он-то и есть разыскиваемый ими христианин Леонтий. Тогда Ипатий и воин Феодул упали к его ногам и сказали: “И мы хотим быть христианами”. Леонтий помолился, и вдруг светлое облако осенило Ипатия и Феодула и полился дождь. А Леонтий призвал имя Отца и Сына и Святого Духа и, таким образом, крестил язычников.

Когда Адриан узнал обо всем происшедшем, то приказал жестоко мучить всех троих. Святых Ипатия и Феодула казнили мечом, а святого Леонтия забили до смерти.

Житие трех святых мучеников показывает нам силу христианской доброты, смягчающей самые грубые, черствые сердца.

Удивительно, как быстро распространялась истинная вера в первые века христианства. “Смотрите, мы существуем только со вчерашнего дня и уже наполняем все: ваши города, острова, крепости, дворцы, сенаты, лагеря, судилища; оставляем вам только ваши капища”, - писал римскому сенату в своей речи в защиту христианства известный христианский писатель и ученый конца II века Тертуллиан. Такой стремительный успех христианства среди язычников объясняют и высотой христианского учения, и особенной ревностью христианских проповедников, и твердостью христианских мучеников в их страданиях за веру, и чудесами, которые совершались в те времена среди верующих.

Все это так, но, при этом очень важное значение имела сама жизнь первых христиан, жизнь, исполненная любви и доброты не только по отношению к своим единоверцам, но и к чужим, язычникам. На эту удивительную сердечную доброту христиан, на их любовь ко всем, как на особенную силу в деле распространения веры, указывал в свое время и жесткий гонитель христиан, римский император Юлиан Отступник. “Обратите внимание на то, что ничто столько не способствует успехам суеверия христиан как любовь, которую они оказывают всем”, - писал он одному из языческих жрецов, советуя, чем, по его мнению, можно было бы поднять язычество в его бессильной борьбе с христианством. “Я думаю, - продолжал император, - что и нам нужно бы перенять это качество у христиан. Итак, основывайте больницы и странноприимницы в каждом городе; ибо нам будет стыдно, если мы оставим в пренебрежении своих нищих, тогда как… эти нечестивые галилеяне (так Юлиан называл христиан) питают не только бедных, присных им по вере, но даже и наших”.

Но могла ли сравниться языческая благотворительность, благотворительность по приказу, холодная, искусственная, с благотворительностью, добротой христиан, основанной на глубоких, внутренних началах христианской любви к ближним? Могло ли язычество показать такую высоту самоотверженной любви, какую показали, например, египетские христиане во время моровой язвы, свирепствовавшей в Александрии во второй половине III века? Заметив, что этот мор распространялся более среди язычников, церковный историк Евсевий, словами современника этого бедствия епископа Дионисия, говорит: “Тогда весьма многие из наших братий от избытка любви и братолюбия не щадили самих себя, но, поддерживая друг друга, безбоязненно посещали больных, неутомимо ходили за ними и, служа им ради Христа, вместе с ними радостно умирали, привлекая к себе болезнь от своих ближних… Они принимали тела святых (христиан) на распростертые руки и перси, закрывали им глаза, заключали уста, несли их на своих плечах, прижимали их к себе и обнимали, украшали их омываниями и одеждами, а вскоре и сами сподоблялись того же… Совершенно напротив поступали язычники: они прогоняли начавших хворать, убегали от самых любезных, выбрасывали на улицу полумертвых, оставляли без погребения мертвых и, таким образом, старались избавиться от передаваемой и сообщающейся смерти, которую, однако же, при всех их усилиях, нелегко было им отклонить от себя”.

Житие поминаемых ныне святых Леонтия, Ипатия и Феодула учит нас тому, чем мы должны смягчать грубые, упорные сердца наших ближних и склонять их к святой правде и добру. Не гневом и бранью, не местью, жестокостью и зложелательством, а ласковыми словами, обходительностью, участливостью и добротой. Зло побеждается добром. Только так победа будет несомненной.

calendar.rop.ru