Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

ПОД ЧУДЕСНЫМ ПОКРОВОМ.

9 июля – празднование Тихвинской иконе Пресвятой Богородицы. Престольный праздник Ново-Тихвинского женского монастыря Екатеринбурга

Пресвятая Богородица, взяв Россию под свой покров, даровала землям нашим на охранение свои чудотворные иконы. Почаевская и Смоленская ограждают землю русскую с запада, Казанская – с востока. Иверская оберегает южные земли, а в центре России сияет лучами благодати Владимирская. Северные же пределы хранит и благословляет Тихвинская икона Божией Матери.

Самый древний образ

Отныне ублажат Меня все роды...
(Евангелие от Луки)

По преданию, Тихвинская икона написана самим апостолом и евангелистом Лукой. Вместе с двумя другими иконами Богоматери святой апостол, искусный врач и художник, принес этот образ Самой Владычице. Увидев Свое изображение на иконах, Она произнесла: “Благодать Родившегося от Меня и Моя с сими иконами да будет”. Пророческие слова Богоматери исполнились в полной мере. Все три образа имели чудесную историю и были чудотворными. Святой Лука выслал образ, впоследствии прославленный как Тихвинский, в Антиохию некоему Феофилу, для которого написал свое Евангелие. Предание сообщает, что после смерти Феофила икона была перенесена в Иерусалим, откуда в V веке по Р.Х. супруга царя Феодосия младшего отвезла ее в Константинополь. В столице Византии к святыне отнеслись с великим почетом: специально для этого образа была выстроена знаменитая впоследствии Влахернская церковь. В величественном храме икона пребывала 539 лет. В XI веке, в смутное время иконоборчества, чудотворный образ был скрыт защитниками Православия в обители Пантократора. Лишь после окончательной победы над иконоборчеством икона возвратилась во Влахернский храм. Но древний образ недолго оставался в Византии. За 70 лет до взятия турками Константинополя он исчез из византийской столицы.

Пожелала здесь быти...

...Яко солнце пресветлое воссия на воздухе...
(Акафист Тихвинской иконе Божией Матери)

Таинственно исчезнувшая из Византии икона в 1383 г. вдруг обнаружилась в Новгородских пределах. Древние русские летописи описывают ее появление над водами Ладожского озера “ в сиянии лучезарного света”. Переносимая невидимой силою по воздуху над водой, она остановилась в г. Тихвине. Во время своего шествия икона в пяти местах останавливалась, исцеляя больных, утешая скорбящих. На том месте, где окончательно остановилась икона, жители Тихвина построили деревянный храм во имя Успения Божией Матери. Храм этот не раз сгорал во время пожаров, но чудотворный образ оставался невредимым. О том, что это был тот самый образ, написанный св. Лукой, рассказывает следующее повествование.

Вскоре после прославления Тихвинской иконы некоторые новгородские купцы были в Константинополе и беседовали с патриархом. Патриарх, между про-чим, спросил: “Нет ли в России слухов о чудотворной иконе Богородицы, бывшей в Царьграде и скрывшейся неизвестно куда?” Купцы рассказали ему о явлении Тихвинской иконы, и патриарх, сопоставляя ее явление со временем исчезновения, решил, что это должна быть их икона. “За гордость нашу и неправды она совсем оставила нас”, - с горечью заключил греческий патриарх.

На месте Успенского храма через 177 лет после явления иконы был построен мужской общежительный монастырь, названный в честь образа Тихвинским. Великие чудеса совершались от иконы: больные исцелялись, слепые прозревали, хромые начинали ходить. Почитание иконы было так велико, что в храме устроили особое окно, через которое паломники- богомольцы могли видеть чудотворную икону и молиться даже в те часы, когда храм был закрыт. Замечательно, что одна из рук Богоматери отличалась необыкновенной теплотой, ощутимой губами при прикладывании.

Икона - хранительница

Все упование мое на Тебя возлагаю...
(Молитва Божией Матери)

В 1613 году Новгородом овладели шведы. Предводитель шведов Делагарди двинул свои полки и на Тихвинскую обитель, приказав разрушить ее до основания. Окрестные жители в ужасе бежали в монастырь и там вместе с монахами и воинами затворились, надеясь не столько на крепость стен, сколько на заступничество Небесной Царицы. Осада обители была долгой и тяжелой. Люди изнемогали от голода и тревоги. В это время осажденным явилась Пресвятая Дева и повелела обойти с Ее образом вокруг стен обители. Радостью и упованием исполнились сердца защитников монастыря. С молебным пением они прошли с чудотворной иконой вокруг монастырских стен. И когда призывали на помощь свою единственную Заступницу, шведов вдруг объял панический страх, да такой силы, что они бежали от обители. Однако нападения шведских войск на Тихвинский монастырь на этом не прекратили. Еще не раз они окружали обитель и начинали осаду. Но всегда преграждала им путь Небесная Защитница Тихвинского монастыря, Пресвятая Богородица.

В 1617 г. в деревне Столбово, недалеко от Ладоги, русские послы заключили мир со шведами. После этого радостного события с Тихвинским образом русские вступили в осажденный Новгород, бывший семь лет во власти шведов. В память чудесного явления Тихвинской иконы и одоления шведов в 26-й день июня (9 июля по нов. ст.) по всей России был установлен праздник в честь чудотворного образа.

Праздник дивной встречи

Приведутся Царю девы в след Ея...
(Псалом 44)

Многие храмы на Руси имели прославленные чудесами списки с явленной Тихвинской иконы. Был такой образ и в Екатеринбургской церкви во имя Успения Божией Матери. Именно эта церковь впоследствии стала первым храмом Ново-Тихвинского женского монастыря. После его основания игуменья обители Таисия заказала точную копию знаменитой чудотворной иконы. Кроме Тихвинского образа первая настоятельница получила в подарок для монастыря 25 частиц святых мощей из Новгородского Софийского собора. Святыни переносились в Екатеринбург с особой торжественностью. В одном из городов на пути следования иконы - в Перми - у мощей был совершен водосвятный молебен, и под общий колокольный звон всех пермских церквей святыни с благоговением были препровождены из города. Говорят, что раньше на Руси церкви старались строить на расстоянии колокольного удара - новый звук рождался там, где затихал другой. Так подхватывались и передавались от храма к храму, от села к селу то благовест, то перезвон; так Русская земля одевалась колокольным звоном. Чудное, должно быть, было это зрелище – торжественный ход со святынями. Плыла по полям и лесам икона Богородицы с Предвечным Младенцем на руках, будто Сама Хозяйка милостиво осматривала Свои владения. Во всех церквах, встречавшихся на пути, также с колокольным звоном благоговейно встречали и провожали святыни.

В Екатеринбург прибыли как раз в день Тихвинской иконы Божией Матери – 9 июля 1811 года. Чтимый образ Ее и частицы мощей Божиих угодников с крестным ходом, в присутствии всего екатеринбургского духовенства и православного народа был внесен в обитель. С тех пор каждый год на праздник Тихвинской иконы в монастыре стал совершаться крестный ход.

Обитель

Блаженны живущие в доме Твоем: в веки веков восхвалят Тебя
(Псалом 83)

До начала XIX века Ново-Тихвинская обитель была крупнейшим монастырем в Екатеринбургской епархии. Перед революцией в ней проживало около 1000 насельниц. Поступающие в монастырь получали образование, обучались ремеслам. На территории обители было воздвигнуто 6 храмов, корпуса для проживания сестер и помещения, в которых разместились многочисленные мастерские. В 1917 г. в монастыре было 18 мастерских, среди которых: златошвейная, иконописная, фотографическая, прядильная. К престольному празднику, в день чествования чудотворной иконы, в монастыре устраивались так называемые Тихвинские ярмарки. Эти ярмарки славились далеко за пределами Урала. Действовали при обители больница и детский приют, епархиальное училище и хлебопекарня. Монастырь охотно посещали богомольцы, в том числе, царской фамилии. В 1907 г. в обители служил Божественную литургию святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Кто знает, чем бы была сегодня для России эта цветущая некогда обитель, сколько добрых дел было бы совершено во славу Божию? Но настало тяжкое время, время испытания веры. В 1920 году обитель была закрыта.

Исповедницы

Выйдем к Нему за стан, нося Его поругание.
(Послание св.ап. Павла. Евр.13, 13)

Для Ново-Тихвинской обители, как и для всех православных российских монастырей, начался период исповедничества. В 1920 году в монастырь была введена красноармейская часть. Говорят, что к стенам обители еще долго после этого ходили молиться женщины в черном. Но, покинув обитель, сестры и в безбожном мире продолжали вести монашескую жизнь, хранить данные обеты. Только теперь монашескими келиями стали комнаты в коммунальных квартирах и частных домах. Волны арестов следовали одна за другой. Многие сестры выбрали путь исповедничества: за преданность вере их арестовывали, отправляли в ссылки, лагеря и тюрьмы. Тайное духовное окормление сестер продолжала игумения Магдалина (Досманова), долгие годы бывшая настоятельницей обители. Матушку Магдалину арестовывали несколько раз, держали в тюрьме по два и по три месяца. Возвращаясь к сестрам, матушка не прекращала духовно их наставлять и поддерживать. Игуменья Магдалина почиталась как духоносная старица, незадолго до смерти она приняла великую схиму. Матушка в точности предсказала судьбу нескольким сестрам, предсказала она и грядущее восстановление обители.

Возрождение

Я с вами во все дни до скончания века.
(Евангелие от Матфея)

В 1994 г. Святейший Патриарх и Священный Синод приняли решение о восстановлении в Екатеринбурге Ново-Тихвинского женского монастыря. Вскоре в обитель была перенесена Тихвинская икона. Но это был уже другой образ, созданный в конце XIX - начале XX вв. Прежний список Тихвинской иконы в советское время безвозвратно исчез. В 1994 году образ был помещен в соборе во имя св. князя Александра Невского. Уже в наши дни возле иконы стали происходить чудесные исцеления. Люди, исцеленные от недугов, в благодарность Царице Небесной украсили Ее чудотворный образ.

Под покровом Божией Матери сегодня восстанавливается жизнь обители. В монастыре живут и трудятся 115 сестер, из которых 11 монахинь, 42 инокини, остальные – послушницы. Сюда приводит осознанное стремление вести жизнь добродетельную, направленную на очищение сердца. Потому жизнь в монастыре – это каждодневный сознательный труд над своей душой: послушание, чтение Святых Отцов и, конечно, главное делание - молитва. В обители постепенно возрождаются былые традиции: создан хор, работают иконописная и швейная мастерские. Сестры-иконописцы пишут иконы святых угодников Божиих и православных праздников, уже есть немалый опыт написания иконостасов. Развивается и швейная мастерская, где сестры шьют богослужебную одежду для священнослужителей, облачения для храмов, монашескую одежду и все, что необходимо для такого большого монастырского хозяйства. В монастыре возрождаются традиции исконного богослужебного пения. Сестры изучают знаменный распев. Его звукоряд построен особым образом, он исключает чувственность, настраивает человека на углубленную молитву. В древних русских монастырях было именно знаменное пение — одноголосное, истинно духовное, молитвенное. Обитель по силам старается возрождать святыни уральской земли. В Екатеринбурге восстановлена часовня в городском дендропарке, начата реставрация собора во имя святого князя Александра Невского. В с. Меркушино Верхотурского уезда, на месте обретения мощей святого праведного Симеона Верхотурского, в 1997 году было основано подворье монастыря. Сегодня здесь уже восстановлен из руин стройный архитектурный комплекс из двух храмов, обустроен просторный странноприимный дом. В селе Костылева, неподалеку от первого подворья, в мае 2003 года было освящено новое подворье, где восстановлена церковь во имя блаженного Космы Верхотурского. Продолжая традиции благотворительности, обитель окормляет приют и бесплатную столовую.

Звон над городом

Радуйся, Радосте наша!
(Молитва Божией Матери)

День 9 июля в обители отмечается светло и торжественно. С раннего утра сотни богомольцев спешат к собору во имя Александра Невского. Отсюда после праздничной литургии под ликующий колокольный звон начинается крестный ход.

Впереди величественной процессии идут сестры обители, которых с каждым годом становится все больше. За сестрами - духовенство во главе с Высокопреосвященнейшим Викентием, архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским. Священники несут главную монастырскую святыню - Тихвинский образ Божией Матери. Весь путь иконы сестры осыпают цветами. Летят по воздуху лепестки роз, полевых ромашек, гиацинтов, пионов - город словно одевается в яркий праздничный наряд. И над цветущим городом, над его улицами и домами возносится ввысь вдохновенная песнь – молитва милосердной Заступнице и верной Помощнице христиан – Пресвятой Богородице: “О, Владычице Марие, присетивше страну сию Твоего честнаго образа явлением чудесно, спасай в мире и благовременстве Отечество наше и вся христианы...”

Ольга Максимова

В статье использованы материалы сайта
Ново-Тихвинского монастыря www.sestry.ru