Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Источник информации: Нижегородская епархия
Адрес новости: http://www.nne.ru/news.php?id=343542
16 июля 2011 года 10:29
16 июля русская православная церковь вспоминает перенесение мощей святителя филиппа
сайт нижегородской епархии. текст с сайта православие.ру

святой филипп (в миру феодор) происходил из знатного рода бояр колычевых. феодор был первенец боярина и его богобоязненной супруги варвары.

по примеру своего отца феодор начал военную службу, его ожидало блестящее будущее, но сердце его не лежало к благам мира. против обычая времени он медлил жениться до 30-летнего возраста.

в один из воскресных дней на него сильно подействовали слова спасителя: «никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. не можете служить богу и маммоне» (мф 6: 24). услышав в них свое призвание к иночеству, он тайно от всех, в одежде простолюдина, оставил москву и направился в соловецкую обитель. здесь в течение 10 лет он безропотно нес тяжкие труды послушника, работал как простой селянин, то на огороде, то в кузнице и пекарне. наконец, по общему желанию братии был поставлен в пресвитера и игумена. в этом сане он ревностно заботился о благосостоянии обители в материальном, а больше — в нравственном отношении.

игумена филиппа вызвали в москву для духовного совета, где при первом же свидании с царем он узнал, что для него назначена кафедра митрополита. со слезами он умолял иоанна: «не разлучай меня с моей пустыней; не вручай малой ладье бремени великого». иоанн был непреклонен и поручил архиереям и боярам убедить филиппа к принятию митрополии. филипп согласился, но требовал уничтожения опричнины.

в первое время святительства филиппа (1567-1568 гг.) утихли ужасы опричнины, но так было недолго. филипп несколько раз в уединенных беседах с царем старался вразумить его, но видя, что убеждения не помогают, решился действовать открыто.

в 1568 году в крестопоклонную неделю перед началом литургии митрополит стоял на возвышении посреди храма. вдруг в церковь вошел иоанн с толпой опричников. все они и сам царь были в высоких черных шлыках, в черных рясах, из-под которых блестели ножи и кинжалы. иоанн подошел к святителю со стороны и три раза наклонял свою голову для благословения. митрополит стоял неподвижно, устремив свой взор на икону спасителя. наконец бояре сказали: «владыка святый! царь требует твоего благословения». святитель обернулся к иоанну, как бы не узнавая его, и сказал: «в этой одежде странной я не узнаю царя православного, не узнаю его и в делах царства…».

в праздник смоленской иконы божией матери, именуемой одигитрия, святитель филипп служил в новодевичьем монастыре и совершал крестный ход вокруг стен монастыря. там был и царь, окруженный опричниками. во время чтения евангелия святитель заметил опричника, стоявшего позади царя в татарской шапке, и указал на него иоанну. но виновный поспешил снять и спрятать шапку. тогда опричники обвинили митрополита в том, будто он сказал неправду с целью унизить царя перед народом. иоанн велел судить филиппа. нашлись клеветники с ложными обвинениями против святителя, которому не дали возможности изобличить их, и он был осужден на лишение кафедры.

в праздник архангела михаила святитель в последний раз служил в успенском соборе, так же, как и в день обличения царя иоанна грозного, он стоял на кафедре. вдруг отворились церковные двери, вошел боярин басманов в сопровождении толпы опричников и велел прочесть бумагу, в которой изумленному народу объявляли, что митрополит лишается сана. тотчас же опричники сорвали со святителя облачение и, одев в оборванную монашескую рясу, вывели его вон из храма, посадили на дровни и с ругательствами повезли в один из московских монастырей. народ с утра до вечера толпился вокруг обители, желая увидеть хоть тень славного святителя, и рассказывал о нем чудеса. тогда иоанн велел перевести его в тверской отрочь монастырь.

год спустя царь со всей дружиной двинулся против новгорода и пскова и отправил впереди себя опричника малюту скуратова в отрочь монастырь. святой филипп за три дня предсказал о предстоявшей своей кончине и приготовился к ней принятием святых таин. малюта с лицемерным смирением подошел к святителю и просил благословения царю. «не кощунствуй, — сказал ему святой филипп, — а делай то, зачем пришел». малюта бросился на святителя и задушил его. тотчас же вырыли могилу и опустили в нее священномученика на глазах малюты.

иноки соловецкой обители, где он прежде был игуменом, испросили в 1591 году позволение перенести его мощи в свой монастырь. многострадальное нетленное тело было положено в могилу, приготовленную епископом филиппом для себя еще при жизни, под папертью храма в честь преподобных зосимы и савватия соловецких.

в 1646 году игумену соловецкой обители илии послана была грамота патриарха иосифа о торжественном открытии мощей святителя и чудотворца филиппа. в 1652 году никон, тогда еще митрополит новгородский, предложил перенести в москву мощи трех святителей-мучеников: митрополита филиппа, патриархов иова и ермогена. по благословению патриарха иосифа митрополит никон отправился в 1652 году в соловки за мощами святителя филиппа и торжественно перенес их в москву. в руки святого была вложена покаянная грамота царя алексея михайловича, в которой он молил о прощении грехов своего прадеда иоанна грозного, «склоняя» свою власть перед властью церковной.

get the flash player to see this player.