Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

По преданию, после распятия Спасителя, когда воины бросили жребий о Его одежде, риза досталась воину из Иверской земли, тот отвез ее на родину и подарил сестре. Вместе с ней риза была погребена, и на могиле выросло дерево, источающее благовонное миро. В 342 г. здесь была построена церковь.

Честная риза Господа нашего была перенесена в Москву из Персии в 1625 г. Первоначально честная риза хранилась в столице Иверии (Грузии), городе Мцхета, в ризнице патриаршего собора во имя святых Двенадцати апостолов. Позже Иверия была завоевана персидским шахом Аббасом I, и персидский посол привез честную ризу в Москву в дар Святейшему патриарху Филарету от шаха Аббаса.

Подлинность ризы Господней была засвидетельствована лицами, знавшими о ее нахождении в Иверии. Но патриарх Филарет установил также семидневный пост и особую молитву, а в Неделю Коленопреклоненную Великого поста велел возлагать ризу на больных, которые тотчас получали исцеление. Так все удостоверились, что это истинно честная риза Господня.

27 марта честная риза была торжественно положена в Успенском соборе Московского Кремля, однако празднование ее положения было установлено 10 июля из-за бывшего в те дни Великого поста. В день праздника священнослужители выносили ризу на середину храма для поклонения.

В 1681 г. соборным постановлением риза Господня была переложена в другой ковчег вместе с частью Животворящего Древа Господня. Этот ковчег раз в год, в Великий Пяток, воздвигали в храме. В прежнем ковчеге оставили часть ризы, которую выносили, как и прежде, в праздник Положения ризы.

В день праздника Положения честной ризы Господа нашего Иисуса Христа мы не можем не вспомнить о Его крестных страданиях, когда воины делили одежы Спасителя и метали о них жребий.

“Страдание Христово, - говорит святитель Тихон Задонский, - сильно и должно отвратить нас от греха, представляя душевным очам нашим непременяемую правду и милосердие Божие ... Размышление о правде Божией и о праведном Его гневе против греха и о жесточайшем страдании, которое Иисус Христос претерпел за грехи наши, да устрашит нас и удалит от греха! Если Христос неповинный и един праведный за чужие грехи так ужасно пострадал, – как мучимы будут грешники в геенне за грехи свои? Христос за всякого человека пострадал и умер; но когда человек не хочет страдание Христово употребить во спасение свое, отстать от греха, покаяться: тогда это самое страдание Христово будет в обличение, что он столь великую Божию благодать отвергнул... В страдании Христовом видим неизреченное к нам Отца небесного милосердие... О, дивное благоволение небесного Отца, Который ради убогаго и погибшего Своего создания, не пощадил Сына Своего! О, чудное послушание Сына Божия...! Итак, как же ты восхощешь столь милосердаго Отца грехами оскорблять и послушание Сына Его, ради тебя оказанное, нераскаянным житием пренебрегать? ...Так разсуждение и памятование о страдании Христовом учит нас бояться греха, ненавидеть его и удаляться от него; а за содеянные грехи не отчаяваться, но возратиться к Отцу небесному... и просить от Него прощения, и получивши милость, впредь не отлучаться от Него”.

Сохраним же это святительское наставление в наших сердцах и будем всегда помнить, что грех - величайшее зло, от которого всегда нужно уклоняться, потому как для его заглаждения потребовалась столь великая жертва и столь тяжкие страдания как страдания на кресте Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Которому со Отцем и Святым Духом слава и благодарение во веки веков.