Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Адрес новости: http://smoleparh.ru/News/View/2971
новости

28 июля 2011 г.

православный календарь: святой равноапостольный князь владимир

святой равноапостольный князь владимир был внуком святой ольги, сыном святослава и ключницы малуши, предположительно дочери древлянского князя мала, всегда бывшей при ольге и принявшей вместе с ней крещение в царьграде. выступая против связи святослава с малушей, ольга сослала ее на свою родину – в выбуты, – где и родился около 960 года будущий креститель руси.
к 978 году возмужавший владимир, тогда яростный язычник, выходит из межкняжеских смут, возникших после гибели святослава, единоличным победителем – «единодержцем» киевского государства. по божьему промыслу владимир вскоре отходит от язычества. мудрый правитель, он начинает осознавать, что только вера в одного истинного бога сможет объединить и укрепить киевскую державу.
по приглашению князя в киев приходили проповедники из разных стран: послы от болгар-мусульман, живших за волгой, немцы-латиняне, иудеи и греки. никто из них не произвел на князя столь сильного впечатления, как православный греческий проповедник, который в заключение своей беседы показал ему картину страшного суда. святой владимир решает отправить в константинополь своих людей, чтобы испытать на месте, чья вера лучше. когда эти русские послы прибыли в константинополь, то великолепие софийского храма, стройное пение придворных певчих и торжественность патриаршей службы тронули их до глубины души. не забыл владимир и о том, что равноапостольная княгиня ольга крестилась в царьграде. в конечном итоге святой владимир решает принять крещение от греков.
владимир решил креститься, но не хотел подчинять русь византии. поэтому вскоре после возвращения послов владимир пошел войной на греков и взял херсонес (корсунь). отсюда он отправил послов в константинополь к императорам василию и константину с требованием руки сестры их, царевны анны. те отвечали ему, что царевна может быть женой только христианина. тогда владимир объявил, что желает принять христианскую веру. царевна прибыла в херсонес (корсунь), владимир крестился (988 г.) и был наименован василием. с царевной прибыл посвященный святым патриархом николаем ii хризовергом на русскую кафедру митрополит михаил со свитой, клиром, многими святыми мощами и другими святынями. в древнем херсонесе (корсуни) свершилось венчание святого равноапостольного владимира и блаженной анны. в 988 году русь стараниями князя владимира приняла православное христианство. всюду по святой руси, от древних городов до дальних погостов, повелел святой владимир ниспровергнуть языческие требища, иссечь истуканов, а на месте их рубить по холмам церкви, освящать престолы для бескровной жертвы. храмы божии вырастали по лицу земли, на возвышенных местах, у излучин рек, на старинном пути «из варяг в греки» – словно путеводные знаки, светочи народной святости.
с первых веков христианства ведет начало обычай воздвигать храмы на развалинах языческих святилищ или на крови святых мучеников. следуя этому правилу, святой владимир построил храм святого василия великого на холме, где находился жертвенник перуна, и заложил каменный храм успения пресвятой богородицы (десятинный) на месте мученической кончины святых варягов-мучеников феодора и иоанна. тогда же святым владимиром была пожалована церкви десятина, почему и храм, ставший центром общерусского сбора церковной десятины, нарекли десятинным.
с десятинной церковью некоторые историки связывали начало русского летописания. при ней были составлены житие святой ольги и сказание о варягах-мучениках в их первоначальном виде, а также «слово о том, како крестися владимир возмя корсунь». там же возникла ранняя, греческая редакция жития святых мучеников бориса и глеба.
для утверждения веры в новопросвещенном народе нужны были ученые люди и школы для их подготовки. поэтому святой владимир со святым митрополитом михаилом занялись обустройством училищ для обучения детей грамоте. такое же училище устроил святитель иоаким корсунянин в новгороде, были они и в других городах.
средством христианской проповеди были и знаменитые пиры святого владимира: по воскресеньям и большим церковным праздникам после литургии выставлялись для киевлян обильные праздничные столы, звонили колокола, славословили хоры, пели былины и духовные стихи. больным же и нищим доставлял по улицам великие кады и бочки меду, и хлеб, и мясо, и рыбу, и сыр, желая, чтобы все приходили и ели, славя бога. пиры устраивались также в честь побед киевских богатырей, полководцев владимировых дружин – добрыни, александра поповича, рогдая удалого.
в 1007 году святой владимир перенес в десятинную церковь мощи святой равноапостольной ольги. а четыре года спустя, в 1011 году, там же была погребена его супруга, сподвижница многих его начинаний, блаженная царица анна. после ее кончины князь вступил в новый брак – с младшей дочерью немецкого графа куно фон эннингена, внучкой императора оттона великого.
эпоха святого владимира была ключевым периодом для государственного становления православной руси. объединение славянских земель и оформление государственных границ державы рюриковичей происходили в напряженной духовной и политической борьбе с соседними племенами и государствами. крещение руси от православной византии было важнейшим шагом ее государственного самоопределения. креститель руси скончался в спас-берестове 28 (15) июля 1015 года. он правил русским государством тридцать семь лет (978-1015), из которых двадцать восемь лет прожил во святом крещении.
мощи святого равноапостольного владимира были положены в мраморной раке, поставленной в климентовском приделе десятинного успенского храма рядом с такой же мраморной ракой царицы анны. празднование святому равноапостольному владимиру было установлено святым александром невским после того, как 15 мая 1240 года, помощью и заступлением святого владимира, была им одержана знаменитая невская победа над шведскими крестоносцами. но церковное почитание святого князя началось на руси значительно ранее. митрополит иларион, святитель киевский, в «слове о законе и благодати», сказанном в день памяти святого владимира у раки его в десятинном храме, называет его «во владыках апостолом», «подобником» святого константина, и сравнивает его апостольское благовестие русской земле с благовестием святых апостолов.